Как сообщает ГФС необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, нормы НКУ предусматривают предъявление налогоплательщику именно копии приказа органа ГФС о проведении проверки. Предоставление оригинала приказа налогоплательщику НКУ не предусмотрено. При этом кодекс не содержит норм, которые бы определяли, какой именно печатью скрепляется подпись руководителя органа ГФС или его заместителя.

Кроме того, в письме обращается внимание на позицию ВАСУ, в соответствии с которой отдельные дефекты оформления решения контролирующего органа не должны восприниматься как безусловные основания для заключения относительно его противоправности и, как следствие, отмены этого решения. Если спорное решение принято контролирующим органом в пределах своей компетенции и из его содержания можно четко установить содержание этого решения, то такой документ может быть правомерным даже в случае, когда не соблюдены отдельные элементы формы спорного решения.

В писеме от необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки ГФС рассматривает вопрос возможности назначения документальной внеплановой проверки на основании того, что налогоплательщик не предоставит ответа на запрос контролирующего органа. От ответа на этот вопрос главный налоговый орган уклонился, отметив, что порядок проведения и обстоятельства, на основании которых может осуществляться документальная внеплановая проверка, определяются НКУ. При этом некоторые из них содержат нормы относительно непредоставления налогоплательщиком ответа на письменный запрос контролирующего органа.

Да, ряд норм (в частности, п.п. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.9) предусматривает такую возможность. Однако данное право у налоговых органов возникает только в случае направления обоснованного запроса. Так, согласно п. 73.3 ст. 73 НКУ плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено этим Кодексом). В случае если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абз. 1 и 2 данного пункта, плательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.

Напомним, что согласно этим абзацам контролирующие органы имеют право обратиться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлены законом), необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций, задач, и ее документального подтверждения. Подчеркнем, что основания для направления должны быть определены именно законом.

Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа и должен содержать:

- основания для направления запроса в соответствии с настоящим пунктом с указанием информации, которая это подтверждает;

- перечень запрашиваемой информации, и перечень документов, которые предлагается предоставить;

- печать контролирующего органа.

Отметим, что, как правило, налоговые органы пренебрегают этими нормами и не приводят основания для его направления или приводят основания, которые в этом пункте не содержатся.

Также добавим, что если налогоплательщик отвечает в установленный срок на запрос органа ГФС (как правило, 10 рабочих дней), то отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки.

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки