Татьяна Гринь, юрист ЮФ "Астерс"
Известное издание Meriam Webster дает два следующих определения словосочетания «вытянутой руки»:
1. Дистанция, которая не позволяет установить личный контакт или знакомство;
2. Условие либо факт, подтверждающий, что стороны операции являются независимыми и действуют на одинаковых условиях.
В чем же состоит суть принципа и почему его важно правильно понимать при структурировании сделок на мировом уровне?
Все дело в том, что традиционно торговые операции на мировом рынке осуществляются через дочерние (связанные, контролируемые) компании. Такое структурирование осуществляется либо с целью монетизации прибыли собственником (обычно это компании, созданные в низконалоговых юрисдикциях), либо с целью накопления или реинвестирования средств, либо для кредитования собственного бизнеса, созданного в другой юрисдикции (компании, созданные в юрисдикциях с надежной репутацией и хорошим банком).
Как работает принцип «вытянутой руки» при экспорте
В украинском законодательстве принцип «вытянутой руки» закреплен в статье 39 Налогового кодекса Украины. Отечественное законодательство в целом основывается на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых служб. Руководство содержит рекомендации по применению принципа «вытянутой руки», и является международным соглашением по оценке хозяйственных операций (торговых, лицензионных, комиссионных и др.) между связанными контрагентами с целью налогообложения. То есть Украина, будучи торговым партнером на мировом рынке, приняла установившуюся мировую практику, созданную в целях единообразного подхода к расчету цены операции и налогообложения прибыли от такой операции.
Традиционно торговые операции на мировом пространстве осуществляются через дочерние (связанные, контролируемые) компании
В Украине принцип «вытянутой руки» применяется к операциям, которые в законодательстве обозначены как контролируемые. К ним относятся операции со связанными компаниями – нерезидентами, и внешнеэкономические операции, которые осуществляются через комиссионеров. При этом объектом внимания органов ГФС будут компании с годовым доходом более 50 млн гривен, у которых годовой объем операций с отдельным контрагентом превышает 5 млн гривен. А операции осуществляются с компаниями – нерезидентами, включенными в перечень государств, определенный Кабинетом министров Украины.
Анализ цены операции будет проводиться следующим образом:
1. Сравнение с ценой операции с неконтролируемым контрагентом;
2. Сравнение с ценой перепродажи;
3. Оценка по методу «расходы плюс»;
4. Оценка по методу чистой прибыли или по методу распределения прибыли.
Для экспортных операций наиболее распространенными методами расчета налогооблагаемой прибыли являются метод сравнения с ценой операции с неконтролируемым контрагентом и метод чистой прибыли.
Пример № 1. Возьмем следующую торговую структуру: украинская компания производит товар, себестоимость которого 8 гривен (суммы и валюта условны), и продает его своей дочерней компании, созданной в низконалоговой юрисдикции, за 10 гривен. При этом стоимость товара на мировом рынке составляет 15 гривен. Компания, созданная в низконалоговой юрисдикции, продает данный товар конечному покупателю за 15 гривен.
В Украине принцип вытянутой руки применяется к операциям, которые в законодательстве обозначены как контролируемые
Что при этом происходит? При продаже украинской компанией товара дочерней компании в Украине остается 2 гривны дохода, а разница в 5 гривен остается в низконалоговой юрисдикции. На данном этапе есть два пути – монетизация прибыли (обычно через компанию в низконалоговой юрисдикции) или реинвестирование (финансирование) через компанию в низконалоговой юрисдикции или компанию в юрисдикции с надежной репутацией. Если бы украинская компания продавала такой товар не дочерней компании, а напрямую, конечному покупателю, то она сразу бы получила доход 15 гривен, ее доход составил бы 7 гривен вместо двух гривен. То есть украинская компания недополучила прибыль, а украинская ГФС недополучила налоги.
Последствия. Принцип «вытянутой руки» в данном случае состоит в том, что налоговые органы будут сравнивать цену внешнеэкономического экспортного контракта с ценой на товар, который бы продавался независимому контрагенту или по методу чистой прибыли. Оценка по методу чистой прибыли заключается в сравнении прибыли, полученной компанией от операции со связанным контрагентом, с чистой прибылью, которая была бы получена по операции с несвязанным контрагентом.
Рекомендации. Проанализировать юрисдикции, в которых зарегистрированы компании – контрагенты; в случае наличия контролируемых операций – провести анализ методов и подготовить качественную документацию по ценообразованию; проанализировать и подготовить документацию по аналогичным операциям с несвязанными контрагентами; подписать договор о предварительном согласовании цен с контролирующим органом (ГФС).
Как рассчитывается цена при импорте
В украинском законодательстве правила определения таможенной стоимости товара (стоимость товара для целей расчета импортного НДС и импортной таможенной пошлины) закреплены в статьях 58-64 Таможенного кодекса Украины (ТКУ). В целом методы расчета таможенной стоимости основываются на положениях cоглашения о применении статьи VII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года.
Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является метод по цене договора. То есть расчет таможенной стоимости осуществляется, исходя из цены товара по договору, к которой прибавляются расходы, понесенные покупателем товара в соответствии с условиями договора (транспортные, комиссионное вознаграждение, стоимость тары, страхование и др.), а также роялти, если они подлежали включению в таможенную стоимость товаров.
В целях расчета таможенной стоимости товара применяются следующие методы:
- договорной метод;
- сравнение с ценой на идентичные товары;
- сравнение с ценой на подобные (аналогичные) товары;
- стоимость минус;
- расходы плюс;
- резервный – то есть гибкое применение всех предыдущих методов.
Для импортных операций наиболее типичны договорной и резервный методы.
Следует обратить внимание, что в случае, когда импорт происходит между связанными лицами, метод по цене договора может применяться, если связанность лиц не повлияла на цену товара. Импортер должен документально подтвердить данный факт, в противном случае таможенные органы будут иметь право откорректировать таможенную стоимость.
Пример № 2. Украинская компания (или собственник) создала компанию в другой юрисдикции, в которой производится определенный товар. Украинская компания покупает товар у дочерней (связанной) компании в юрисдикции экспорта за 10 гривен и продает его на украинском рынке за 15 гривен.
При осуществлении крупных сделок менеджменту компании следует: проанализировать ее годовой доход; проанализировать общую сумму транзакций с одним контрагентом, юрисдикцию и наличие отношений связанности; заранее провести анализ цен на аналогичные товары и определить безрисковый диапазон цены
Что происходит при импорте товара? Украинская компания декларирует таможенную стоимость импортируемого товара по методу «цены договора», то есть по 10 гривен. При этом уплачивает 20% импортного НДС и таможенную пошлину, к примеру, 10% с 10 гривен. Другие украинские компании, которые не имеют связанной компании в юрисдикции экспорта, покупают данный товар по 13 гривен, и уплачивают 20% НДС и 10% таможенной пошлины с суммы 13 гривен. То есть, таможенный департамент украинской ГФС имеет основания для проверки правильности определения таможенной стоимости товара.
Последствия. В данном случае таможенные органы будут анализировать цену внешнеэкономического импортного контракта и сопоставлять ее с ценой на товар, который бы покупался независимым импортером. Украинской компании-импортеру необходимо либо подтвердить заявленную таможенную стоимость, либо, в противном случае, принять откорректированную стоимость и уплатить налоги и таможенные платежи с такой откорректированной стоимости.
Рекомендации. Если компания осуществляет импортные операции со связанными лицами, и контролирующий орган смог письменно подтвердить, что отношения связанности повлияли на цену товара (в сторону ее снижения), то такая компания должна провести анализ цен на экспорт аналогичных товаров в Украину и применить корректную стоимость. При этом необходимо учитывать и коммерческие уровни сделки, и объем поставок, и другие существенные элементы и расходы.
Алгоритм для бизнеса
Мы можем посоветовать коммерческим менеджерам компаний при осуществлении крупных сделок уделять большое внимание следующим финансовым и методологическим вопросам: проанализировать годовой доход компании; проанализировать общую сумму транзакций с одним контрагентом, юрисдикцию и наличие отношений связанности. Мы также рекомендуем заранее провести анализ цен на аналогичные товары и определить безрисковый диапазон цены. И тогда компания будет полностью готова к разумному и грамотному ведению торгового бизнеса, потому что «кто предупрежден, тот вооружен».
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки