Каждый раз под Новый год предприятия и организации традиционно стараются создать праздничное настроение своим работникам и их детям, в связи с чем организовывают приобретение и выдачу детских новогодних подарков.

Предприятие может приобрести новогодние подарки за счет собственных средств у любых торгующих ими организаций и бесплатно раздать сотрудникам для их детей. При этом согласно п.п. 14.1.185, 14.1.191, 14.1.202 и 14.1.203 п. 14.1 ст. 14 НКУ бесплатная передача товаров (работ, услуг) приравнивается к операциям поставки (продажи) таких товаров (работ, услуг).

То есть бесплатная передача новогодних подарков, приобретенных за счет средств предприятия подлежит налогообложению на общих основаниях. Чтобы приятные новогодние хлопоты не дополнять необходимостью решения вопросов по налоговому и бухгалтерскому учету новогодних приобретений, на наш взгляд, следует использовать другие источники их финансирования.

Кроме вышеуказанного способа, финансирование новогодних подарков может осуществляться за счет собственных средств предприятий, перечисленных неприбыльным организациям, за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности и за счет средств профсоюзных организаций.

Налогообложение приобретения новогодних подарков и порядок их выдачи детям работников отражаются в бухгалтерском и налоговом учете исходя из особенностей, определенных источником финансирования.

Ниже рассмотрены операции по предоставлению подарков детям работников предприятий и отражены их налоговые последствия.

Приобретение подарков у неприбыльных организаций

Предприятия ежегодно, в период с 15 ноября текущего года до 15 января следующего года, имеют возможность на льготных условиях финансировать покупку билетов на мероприятия, связанные с организацией новогодних и рождественских праздников, а также приобретать подарки для детей и подростков.

Финансирование мероприятий, связанных с организацией новогодних и рождественских праздников для детей и подростков, в виде исключения из общих правил, установленных НКУ, регулируется Законом Украины от 30.11.2000 г. № 2117-III "Об освобождении от налогообложения денежных средств, направляемых на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков" (далее - Закон № 2117).

В соответствии со ст. 3 Закона № 2117 стоимость праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские представления, полученных детьми, не включается в совокупный налогооблагаемый доход их родителей.

Чтобы воспользоваться льготами по налогообложению, предусмотренными Законом № 2117, предприятию необходимо выполнить следующие условия:

  • соблюдать ограничение стоимости подарка, предусмотренное ст. 4 Закона № 2117, - 8 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на начало отчетного года, на каждого ребенка. В 2015 году эта величина составляет 97,44 грн. (1 218 грн. х 8 %). Учитывая, что с 1 января каждого года происходит изменение величины прожиточного минимума, можно предположить, что допустимая стоимость подарка в период, на который распространяется действие Закона № 2117, может зависеть от даты его приобретения. То есть указанная величина в 2016 году может быть более, чем в 2015 году;
  • заключить с одной из неприбыльных организаций, которые указаны в ст. 1 Закона № 2117, договор о том, что такая организация за счет перечисленных предприятием средств проведет новогодние представления и приобретет подарки для детей и подростков.


К неприбыльным организациям, перечисленным в ст. 1 Закона № 2117, относятся:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • заведения образования, здравоохранения и культуры, которые созданы вышеперечисленными органами и другими организациями и содержатся за счет соответствующих бюджетов;
  • общественные организации, деятельность которых регулируется Законом Украины от 22.03.2012 г. № 4572-VI "Об общественных объединениях" и не предусматривает получение прибыли;
  • профсоюзные организации.


Документом, подтверждающим неприбыльный статус организации, является решение, форма которого утверждена приказом Минфина от 24.01.2013 г. № 37.

Помимо ограничения стоимости к детским праздничным подаркам Законом № 2117 предъявляются требование к их составу. Подарками могут быть только наборы, состоящие из кондитерских изделий и игрушек отечественного производства, а также фруктов (ст. 4 Закона № 2117 и необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки). Требования относительно установленных правил фасовки и сертификации детских подарков перечислены в письме Госпотребстандарта от 20.10.2006 г. № 9271-5-11/18.

Отметим, что вышеуказанное ограничение в размере не более 8 % прожиточного минимума для трудоспособного лица распространяется только на стоимость самих подарков. Стоимость билетов на новогодние представления Законом № 2117 не ограничена.

Получение подарков за счет профсоюзных организаций

Первичная профсоюзная организация осуществляет деятельность за счет членских взносов. Кроме этого, работодатель может осуществлять дополнительное финансирование такой организации за счет собственных средств, в частности, перечислить денежные средства для приобретения новогодних подарков для детей своих сотрудников. Такие затраты налогоплательщики включаются в состав расходов.

Отметим, что 1 января 2015 года вступили в силу нормы Закона Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" (далее - Закон № 71).

Согласно разделу III НКУ объект обложения налогом на прибыль рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности, на разницы, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения, в соответствии с положениями НКУ. Механизм корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), отраженного в финансовой отчетности на разницы, определен ст. 138, 139, 140 и 141 раздела III НКУ.

В соответствии с п.п. 140.5.9 п. 140.5 ст. 140 НКУ финансовый результат отчетного периода увеличивается на сумму средств или стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, перечисленных (переданных) в течение отчетного налогового года неприбыльным учреждениям и организациям, превышающих 4 % обложенной налогом прибыли предыдущего отчетного года. То есть в пределах, не превышающих 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, затраты налогоплательщика включаются в состав налоговых расходов.

Приобретение и выдача новогодних подарков осуществляются непосредственно профсоюзной организацией. Как правило, для документального оформления выдачи новогодних детских подарков профсоюзная организация использует следующие документы:

  • список детей членов профсоюза, которым будут представляться новогодние подарки;
  • накладную на получение подарков от поставщика;
  • ведомость на выдачу подарков;
  • акт на списание;
  • решение профсоюза о выделении новогодних подарков детям своих членов.


Налоговый учет средств, направленных на приобретение новогодних подарков

Налогоплательщики суммы денежных средств, перечисленные органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным (в том числе профсоюзным) организациям и созданным ими заведениям образования, здравоохранения и культуры, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов, на проведение новогодних и рождественских праздников для детей и подростков и на приобретение детских праздничных подарков согласно ст. 1 Закона № 2117 включают в состав расходов в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) периода.

В соответствии со ст. 2 Закона № 2117 освобождаются от обложения НДС операции по продаже производственными и торговыми предприятиями детских праздничных подарков, а также билетов на детские новогоднее - рождественские представления, которые закупаются за счет средств Фонда, профсоюзных комитетов предприятий и организаций, а также неприбыльных организаций.

Таким образом, торговые организации и производители при продаже детских подарков органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным (в том числе профсоюзным) организациям и созданным ими заведениям образования, здравоохранения и культуры, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов, освобождаются от обложения НДС. Продажа праздничных подарков другим субъектам хозяйствования облагается НДС на общих основаниях.

Кроме этого, следует учесть, что указанная льгота применяется:

  • в период с 15 ноября до 15 января;
  • только к определенной номенклатуре, входящей в состав подарков (ст. 4 Закона № 2117);
  • к стоимости подарка, не превышающей 8 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на начало отчетного года, на каждого ребенка. В 2015 году эта величина составляет 97,44 грн. (1 218 грн. х 8 %).


Взимание налога на доходы

Как было указано выше, предприятие, имеющее соответствующие финансовые возможности, может обеспечить детям своих сотрудников новогодние подарки за счет разных источников. В этом случае для определения порядка налогообложения выданных новогодних подарков следует руководствоваться следующим:

  • стоимость праздничных подарков и билетов на новогоднее - рождественские представления, полученных детьми, при приобретении их с участием неприбыльных организаций не включается в совокупный налогооблагаемый доход их родителей (ст. 3 Закона № 2117);
  • стоимость подарка, предоставленного физическому лицу, если она не превышает 50 % минимальной заработной платы, установленной на начало отчетного года, не облагается налогом на доходы. В 2015 году эта величина составляет 609 грн. (1 218 х 50 %) (п.п. 165.1.39 п. 165.1 ст. 165 НКУ).


Исходя из вышеприведенных правил, можно сделать вывод, что в 2015 году новогодние подарки не облагаются налогом на доходы, если их стоимость не превышает 609 грн.

Аналогичной позиции придерживалась и ГНСУ в необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки и необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, сообщая при этом, что доходы, полученные налогоплательщиком в виде детских подарков, должны отражаться в отчете по форме № 1ДФ. При этом стоимость новогодних подарков, не превышающая 50 % минимальной заработной платы, отражается под кодом "160", а в случае превышения такой суммы - под кодом "126".

В свою очередь Минфин в необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки сообщает, что положениями НКУ не предусмотрено никаких исключений или особенностей, которые давали бы основания не отражать в отчете по форме № 1ДФ доход (в частности, новогодние подарки), который был начислен (выплачен) налоговым агентом в пользу физического лица. Неотражение в этой форме таких доходов приведет к нарушению целостности информационной базы органов налоговой службы и невозможности в полном объеме выполнения функций, возложенных на органы налоговой службы.

Взимание единого социального взноса

Пунктом 1 ч. 1 ст. 7 Закона о едином взносе определено, что базой для начисления единого взноса является основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе предоставляемые в натуральной форме. Праздничные подарки не являются оплатой труда и в фонд оплаты труда не включаются (п.п. 3.23 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5), поэтому со стоимости новогодних подарков единый социальный взнос не взимается.

Взимание военного сбора

Согласно п.п. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX НКУ объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные в ст. 163 НКУ, то есть практически все доходы, которые облагаются налогом на доходы физических лиц. Следовательно, если стоимость подарка подлежит обложению налогом на доходы, то с нее взимается и военный сбор.

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки