Вариантов проведения данных рекламных мероприятий существует множество. В качестве раздаваемых товаров могут выступать как специально приобретенные для этой рекламной акции товарно-материальные ценности (далее - ТМЦ), так и товары собственного производства, а также всевозможные проспекты, брошюры, каталоги.
Документальное оформление таких рекламных мероприятий можно оформить путем составления следующих документов:
- приказа руководителя о проведении рекламной акции;
- план подготовительных мероприятий по проведению рекламной акции (необходимость в этом документе может возникнуть, если рекламное мероприятие планируется осуществить в несколько этапов или с использованием нескольких рекламных приемов);
- смета расходов на проведение рекламной акции;
- накладные на отпуск ТМЦ со склада. При бесплатной раздаче продукции, товаров, распространении рекламных материалов лицо, ответственное за их раздачу, получает соответствующие материальные ценности на складе предприятия под отчет. Отпуск ТМЦ со склада оформляют накладной. ТМЦ, которые не были розданы в ходе рекламной акции, возвращаются на склад также с оформлением накладной;
- отчет о проведении рекламной акции.
Кроме вышеуказанных документов, предприятие, проводящее рекламную акцию, может дополнительно оформлять и другие документы в зависимости от характера и особенностей проведения рекламной раздачи. Такими документами могут быть:
- программа проведения рекламной акции;
- список приглашенных лиц или заявки на участие в рекламной акции;
- документация о привлечении сторонних организаций и др.
Бесплатная передача товаров приравнивается к операциям поставки (продажи) таких товаров (п.п. 14.1.191 и 14.1.202 п. 14.1 ст. 14 НКУ), поэтому при раздаче товаров необходимо начислить налоговые обязательства по НДС в общем порядке (п. 185.1 ст. 185 НКУ).
При этом база обложения НДС согласно п. 188.1 ст. 188 НКУ должна определяться исходя из договорной стоимости, но не ниже цены приобретения таких товаров (в случае осуществления контролируемых операций - не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 НКУ).
То есть в данном случае база обложения НДС будет равна цене приобретения товаров, сформированной по субсчету 281 "Товары на складе" (при осуществлении контролируемой операции база обложения НДС будет определяться исходя из трансфертных цен). Если же раздаются образцы собственной продукции, то база определяется исходя из ее себестоимости.
При этом выписывается две налоговые накладные (с нулевой стоимостью поставки и дополнительную к ней налоговую накладную на сумму превышения цены приобретения товаров над фактической ценой поставки), подлежащие регистрации в ЕРНН.
Дополнительно отметим, что в случае бесплатной поставки товаров (не в рамках рекламной акции) начисляется еще одно налоговое обязательство по НДС, поскольку бесплатная передача товара не связана с хозяйственной деятельностью предприятия (п. 189.1 ст. 188 НКУ и п. 198.5 "г" ст. 198 НКУ). Однако поскольку при проведении рекламной акции раздача товаров осуществляется в рамках хозяйственной деятельности, то второе налоговое обязательство по НДС не начисляется.
При этом у налогоплательщика сохраняется и налоговый кредит по НДС, связанный с покупкой (выпуском) розданных товаров (продукции), так как при рекламной раздаче соблюдаются все условия для его формирования (операция является хозяйственной и облагаемой НДС), как это требует п. 198.3 ст. 198 НКУ. Если же распространение рекламных товаров будет направлено на продвижение необлагаемой деятельности, то налоговый кредит, сформированный при их приобретении, должен быть компенсирован налоговыми обязательствами в соответствии с требованиями п. 198.5 ст. 198 НКУ.
Сохраняется налоговый кредит по НДС и сформированный при приобретении (изготовлении) рекламоносителей, не имеющих другого предназначения, кроме рекламного (буклеты, листовки, проспекты и т. п.). Однако при их раздаче не начисляются налоговые обязательства по НДС, так как данная операция не считается поставкой.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки