Для получения ответа на эти вопросы Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) провел экспертный опрос на тему "Оценка проведения налоговой реформы". Эксперты назвали следующие основные критерии оценки успешности реформы: толчок для экономического роста (68%), уменьшение налоговой нагрузки на бизнес (56%), устранение коррупционных факторов (48%).
56% участников опроса решили, что налоговая реформа в Украине проходит низкими темпами. По мнению экспертов, основными препятствиями в ее проведении являются неэффективность работы государственных институтов, отсутствие государственной стратегии экономического развития, коррупция и теневая экономика. А первым шагом должно стать реформирование налоговых органов.
Результаты опроса также показали, что те государственные решения, которые принимались в конце 2014 года и декларировались как налоговая реформа, по своей сути ничего общего с процессом реформирования не имеют. 52% опрошенных МЦПИ также считают, что налоговая нагрузка на предприятия за последний год выросла, а 44% — что осталась без изменений. А 92% респондентов вообще полагают, что существующий в Украине режим налогообложения препятствует инвестиционной привлекательности.
Самыми провальными инициативами государства эксперты назвали введение НДС-счетов с депонированием средств; акциз по розничной торговле; дополнительный импортный сбор; увеличение ставок ренты; промедление с созданием службы финансовых расследований, а также неудачную попытку ввести регистраторы расчетных операций.
Были и успешные инициативы государства. Это сокращение количества налогов и сборов; гармонизация налогового и бухгалтерского учета; введение прогрессивной шкалы налогообложения физлиц; электронное администрирование НДС; изменения по трансфертному ценообразованию, а также мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования.
Опрос еще раз подтвердил, что вместо реформы общество получило очередную имитацию. Залогом успеха в данном случае является партнерство между государством и другими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).
Поэтому важнейшей задачей на данном этапе является построение взаимодействия между чиновниками, экспертами и представителями бизнеса. Органы власти должны четко заявлять о своих целях и обеспечивать прозрачную методологию проведения консультаций с заинтересованными сторонами. Кроме того, государство должно предоставлять время для высказывания замечаний и обсуждения предложений.
Постоянные консультации со стейкхолдерами помогут минимизировать риски и легитимизовать процесс проведения налоговой реформы. При этом заинтересованные стороны также должны разделять ответственность с государством — не только критиковать, а и конструктивно предлагать. И стоит помнить: успешная налоговая реформа не всегда достигается за один "большой пакет". В данном контексте важна систематическая и кропотливая работа, которую невозможно осуществить в рамках системы "quickwins" (быстрых побед).
Ангела Бочі, економіст МЦПД
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки