В практике встречаются случаи, когда работника принимают на вакантную должность с указанием статуса временно исполняющего обязанности. Возникает вопрос, насколько это соответствует трудовому законодательству Украины.

Мы обращаем внимание на следующее.

Прежде всего, следует отметить, что на сегодняшний день законодательство Украины, которое было принято во времена независимости Украины, не содержит обобщающих разъяснений о порядке назначения работников временно исполняющими обязанности. О временном назначении указано только в ст. 33, 34 Кодекса законов о труде (КЗоТ), согласно которым временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается только с его согласия (в том числе в случае простоя). Собственник или уполномоченный им орган имеет право перевести работника сроком до одного месяца на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья. И только лишь для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей.

Постановлением ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.1991 г.. № 1545-XII было установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Это в полной мере касается разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов «О порядке оплаты временного заместителя» от 29.12.1965 г.. № 30/39 (далее - Разъяснение), согласно которому, назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую делается вышестоящим органом управления. В этом случае, руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня приема работника на работу представить в вышестоящий орган документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить о результатах. В случае не утверждения в должности работника, принятого руководителем не из числа работников этого предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предложена другая работа с учетом квалификации, опыта работы. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения он освобождается от работы на основаниях, предусмотренных законодательством, например, по соглашению сторон.

Как показано в разъяснении, такое назначение возможно только по должности, назначение на которую делается вышестоящим органом управления. На сегодня, примером применения такого исключения могут быть члены исполнительных органов акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (дирекций, правлений), которые в силу предписаний соответствующих законов и уставов обществ могут избираться собранием акционеров (участников).

Напомним, что согласно ст. 9 КЗоТ, условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.

Следовательно, нарушение указанной запрета назначения работника исполняющим обязанности по вакантной должности может быть основанием для признания недействительным условия временного исполнения в соответствии со ст. 9 КЗоТ. В таком случае, работник будет считаться принятым на работу на общих основаниях.

Автор: Михаил Кочеров, к.ю.н., адвокат, партнер HLB Ukraine Legal Services

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки