Внедрение механизмов государственного регулирования трансфертного ценообразования (далее — ТЦ) — это общемировая практика, которую Украина с 2013 г. имплементировала в национальную налоговую практику.
Законом №408 от 04.07.13 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования” был введен специальный контроль за обычными ценами в хозяйственных операциях налогоплательщиков, которые в соответствии с нормами ст.39 Налогового кодекса (далее — Кодекса) признавались контролируемыми.
Особенностью внедрения новых правил был их ввод не с начала налогового года, а с 1 сентября 2013 г. Налогоплательщики должны были оценить соответствие своих договорных цен уровню обычных цен по специальным методам трансфертного ценообразования и до 1 мая 2014 г. впервые отчитаться перед налоговыми органами.
Но очень многие компании оказались не готовы своевременно подготовить отчет о контролируемых операциях (далее — отчет), учитывая его детализацию до отдельных хозяйственных операций, поэтому Законом № 1260 от 13.05.14 г. первый срок подачи отчетов был перенесен на 1 октября 2014 г.
Результатами первого отчетного периода стали более 2,5 тыс. отчетов, поступившие в Государственную фискальную службу (ГФС) в электронном виде.
В своих отчетах налогоплательщики отображали информацию о контролируемых операциях, осуществленных ими в сентябре — декабре 2013 г., с более чем 5 тыс. украинских и иностранных контрагентов по 12 млн операций и (или) совокупности однородных операций на общую сумму 1,15 трлн грн.
Следует отметить, что в общую сумму контролируемых операций в 2013 г. налогоплательщики включили суммы финансовых операций (кредиты, депозиты, займы) и операций по договорам комиссии и с давальческим сырьем.
Второй отчетный период включал уже весь 2014 календарный год. В ГФС по состоянию на 1 мая 2015 г. было отправлено 1,9 тыс. отчетов. В поданных за 2014 г. отчетах плательщики раскрыли информацию о 43,5 тыс. контролируемых операций (совокупности однородных контролируемых операций) с 4,3 тыс. контрагентами на общую сумму почти 3,58 трлн грн.
Отчеты отличаются от иной налоговой отчетности отсутствием в них расчета налоговых обязательств и сумм уплаченных налогов, в них есть только объемы, выбранные цены и информация о методе расчета (формирования) цен.
Поэтому их обработка стандартными механизмами и средствами камеральных проверок невозможна. Основная цель контроля — это подтверждение правильности определения плательщиком цены реализованных товаров (работ, услуг) и, как следствие, полноты декларирования доходов и платежей.
Анализ отчетов осуществлялся налоговыми органами в комплексе с данными финансовой и налоговой отчетности налогоплательщиков в целях выявления контролируемых операций, имеющих наибольшие потенциальные риски занижения цены. Такими рисками являются:
1) несоответствие показателей рентабельности компаний среднеотраслевым показателям или аналогичным показателям потенциально сопоставимых компаний;
2) большой объем операций
со связанными лицами или контрагентами из низконалоговых юрисдикций и одновременно получение незначительной прибыли и (или) несение продолжительное время убытков;
3) значительное отклонение договорных цен на товары от цен, указанных в официальных источниках информации, и т.п.
По результатам обработки отчетов за IV квартал 2013 г. и за 2014 г. в 2015 г. ГФС подготовила и направила 45 налогоплательщикам запросы на предоставление документации по трансфертному ценообразованию по контролируемым операциям со 102 контрагентами.
Согласно нормам п.39.4 ст.39 Кодекса налогоплательщики по запросу ГФС обязаны в течение 30 дней с момента получения соответствующего запроса (в 2014 г. крупные налогоплательщики — в течение 60 дней) предоставить документацию, в которой обосновать уровень договорных цен контролируемых операций и примененный метод определения цены.
В отличие от отчета документация не является стандартизированным документом, и Кодекс содержит требования только относительно перечня информации, которую плательщики должны раскрыть для обоснования соблюдения правил трансфертного ценообразования.
Первая практика обработки и анализа документации по трансфертному ценообразованию свидетельствует, что плательщики по-разному подошли к ее подготовке: от очень детального и полного раскрытия информации (более 1100 листов документации со ссылками на источники информации и копиями документов) до формального исполнения обязанности, когда информация ограничивалась лишь общим описанием на двух-трех страничках.
14 налогоплательщикам, которые предоставили документацию, не содержащую необходимой информации, или в документации которых не было представлено надлежащее обоснование соответствия договорных цен уровню обычных цен, ГФС направила дополнительные запросы на предоставление такой информации (надлежащего обоснования) с конкретным перечнем вопросов, на которые необходимо ответить.
С учетом результатов анализа отчетов и документации по трансфертному ценообразованию территориальные органы ГФС уже начали проверки контролируемых операций трех субъектов хозяйствования.
В настоящее время одна проверка (проверялись контролируемые операции за 2013 г.) уже завершена. По ее результатам налогоплательщику доначислены налоговые обязательства по налогу на прибыль на 302 тыс. грн. и пеня за их несвоевременную уплату в размере 33 тыс.грн.
Предприятие согласилось с результатами проверки и уплатило указанные суммы в госбюджет. Другие проверки контролируемых операций продолжаются (напомним: продолжительность проверки контролируемых операций составляет 18 месяцев с возможностью продолжения еще на 12 месяцев).
В то же время территориальные органы ГФС осуществляют контрольно-проверочные мероприятия по выявлению налогоплательщиков, которые в 2013 г. и 2014 г. осуществляли контролируемые операции, но отчет о которых своевременно не подали либо информацию о которых не включили в поданный отчет.
Сейчас установлены 56 случаев нарушения плательщиками сроков подачи или вообще неподачи отчетов, а также невключения информации в поданные отчеты (за 2013 г. — 24 случая, за 2014 г. — 32). По результатам документальных проверок применены штрафные санкции на общую сумму более 15 млн грн. В госбюджет зачислены 4,1 млн грн. По другим суммам продолжаются процедуры административного и судебного обжалования.
Многие плательщики не ждут проведения проверок по трансфертному ценообразованию
и в соответствии с пп.39.5.4 п.39.5 ст.39 Кодекса самостоятельно производят корректировку цены контролируемой операции и сумм соответствующих налоговых обязательств.
Так, за отчетный 2013 г. 39 компаний увеличили свои доходы на 59,6 млн грн. и уменьшили расходы на 15,8 млн грн. За отчетный период 2014 г. уже 96 плательщиков провели самостоятельную корректировку, увеличив доходы на общую сумму почти 248 млн грн.
Человеческим языком
Контролируемыми считаются операции на 50 млн грн. и более между связанными лицами или нерезидентами, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях, перечень которых утвержден распоряжением Кабмина № 1042-р. Также для операций на внутреннем рынке обязательно соответствие контрагента одному из дополнительных критериев: убыточность, применение спецрежимов налогообложения, уплата налога по другой, чем базовая, ставка, неплательщик налогов на начало отчетного года.
Штраф за неподачу (несвоевременную подачу) отчета о контролируемых операциях до 12 августа 2015 г. составлял 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, т.е. за отчетный период 2013 г. — 114,7 тыс.грн.,
за отчетный период 2014 г. — 121,8 тыс.грн. С 13 августа 2015 г. размер санкции увеличен до 300 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки