В случае его принятия, к форс-мажорных обстоятельств будут принадлежать:
1) природные явления стихийного характера – наводнения, пожары, землетрясения, бури, ураганы, заморозки, град;
2) события техногенного характера, которые привели к внезапному прекращению поставки налогоплательщику воды, тепла, электроэнергии, нефтепродуктов или газа, не связанного с неуплатой их стоимости;
3) экстремальные ситуации общественного характера – военные действия, вооруженные агрессии, действия по борьбе с терроризмом или организованной преступностью, забастовки, массовые беспорядки
4) решения государственных органов законодательного или нормативно-правового характера, обязательные для исполнения налогоплательщиками.
Документальное подтверждение фактов возникновения и действия обстоятельств непреодолимой силы должен будет предоставлять за обращением налогоплательщика центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в соответствующей сфере.
Таким образом, законопроект, на первый взгляд, предоставит потенциальную возможность списать долги перед Государственным бюджетом Украины, возникновение которых связано с проведением АТО. Однако, практическая реализация такого права осложняется необходимостью получения соответствующей справки именно от органов исполнительной власти. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день выдача справок о форс-мажорных обстоятельствах осуществляется Торгово-промышленной палатой Украины и не относится к компетенции ни одного из центральных органов исполнительной власти. Одновременно законопроект для идентификации органа, который должен выдавать справку, использует неудачное общее определение, что на практике приведет к невозможности определить такой орган без предварительного внесения изменений в нормативно-правовые акты, которые определяют полномочия конкретных центральных органов исполнительной власти.
Вита Форсюк
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки