Министерство налогов и сборов прекратило свое существование. Вместо него создана единая Фискальная служба Украины. По данным необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, решение об этом было принято еще на прошлой неделе, на выездном заседании правительства в Николаеве 21 мая, однако объявил об этом премьер только вчера. «У нас создана государственная фискальная служба Украины», – сказал Арсений Яценюк.

Согласно проекту положения о Государственной налоговой и таможенной службе Украины (есть в распоряжении Forbes), ГНТС является центральным органом исполнительной власти, который подчиняется Кабмину через министра финансов. Ведомство обеспечивает реализацию единой государственной налоговой политики и единой госполитики в сфере таможенного дела, госполитики по администрированию единого взноса на обязательное государственное социальное страхование и борьбы с правонарушениями в этой сфере.

Перечень задач нового ведомства состоит из 82 пунктов. Среди них, помимо собственно администрирования налогов и сборов и контроля над их своевременной и полной уплатой – лицензирование таможенной брокерской деятельности, деятельности производителей спирта, алкогольных и табачных изделий и т.д., контроль над правильным определением таможенной стоимости товаров и страны их происхождения, предотвращение и противодействие контрабанде, предоставление консультаций относительно Налогового и Таможенного кодексов, контроль за производством и оборотом подакцизных товаров и организация работы, связанной с выпуском акцизных марок. ГНТС также осуществляет оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование правонарушений и розыск лиц, которые скрываются от следствия за криминальные правонарушения в налоговой, таможенной и бюджетной сферах.

Основной сюрприз обновленного варианта реформы Миндоходов – отказ от разделения министерства на автономные ведомства: Налоговую и Таможню. Изначально, в феврале, Арсений Яценюк говорил о возвращении к «доминистерскому» статус-кво. Финальный вариант эксперты и политики оценивают как более удачный.

«Единый орган, на мой взгляд, эффективнее. Он предполагает совместный аудит налогов и сборов, в том числе единого социального взноса, единую базу данных, при этом бизнес тратит меньше времени на общение с контролерами, а оптимизация структуры фискальных органов позволяет сэкономить средства государственного бюджета», – подчеркивает глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник, добавляя, что такой подход к реформе министерства поддерживает и бизнес.

Виктория Чорновол, руководитель налогово-юридического департамента компании «Делойт», отмечает, что административные реформы, связанные с переименованием и коррекцией функций госведомств – не самые приоритетные задачи, которые сейчас стоят перед правительством. «Глобальное изменение концепции налогового ведомства требует ресурсных и временных затрат. Чисто с практической точки зрения это дорого и нецелесообразно на текущем этапе, – уверена она. – Совместная работа Налоговой и Таможни будет эффективнее, так как де-факто они выполняют cхожие функции».

По словам Хомутынника, сама реорганизация не подразумевает сокращения штата экс-министерства, но не исключено, что это может произойти за счет других источников.

В целом между Государственной фискальной службой и Министерством доходов и сборов несколько основных отличий. Первое – координация работы нового ведомства будет осуществляться через Министерство финансов. «Второе – создав Государственную фискальную службу, мы уходим от политической составляющей – от необходимости утверждать руководителя по квотному принципу в парламенте», – поясняет Виталий Хомутынник.

Еще одно отличие – статус Государственной службы предполагает более узкий, по сравнению с министерским, перечень полномочий. «Кардинальное различие – служба не является самостоятельным субъектом законодательной инициативы, в отличие от министерства», – указывает Чорновол, и приводит в пример Минфин и Минэкономики, на базе которых созданы несколько рабочих групп, которые занимаются, в том числе, и совершенствованием налогового законодательства. Такое разделение законотворческой и практической функций эксперт оценивает позитивно: «Если фискальное ведомство пишет закон, по которому оно же потом будет собирать налоги, в этом изначально уже заложен конфликт интересов». По ее словам, функции налогового ведомства в законодательной сфере логично свести к обобщению практики применения законодательства по налоговым вопросам. «Одна из самых актуальных задач в этой сфере службы – провести инвентаризацию обобщающих разъяснений, которые были выданы предыдущим руководством, возможно, они были сделаны некорректно», – объясняет она.

Открытым остается вопрос создания еще одного органа в фискальной сфере – Службы финансовых расследований, которая должна объединить в себе функции и налогового, и силовых ведомств. В положении о создании ГНТС о ней нет ни слова. «Сегодня в правительстве вместе с представителями бизнеса еще обсуждается модель создания Службы финансовых расследований, – рассказывает Хомутынник. – Мое мнение – такой орган должен войти в состав Государственной фискальной службы». По его словам, если доходное ведомство не будет иметь контролирующих функций в виде Службы финансовых расследований, то в итоге не сможет быть эффективным ни одно из них.

Реформу Миндоходов прокомментировал и человек, который стоял у истоков его создания – Александр Клименко, экс-министр доходов и сборов.

На своей странице в Facebook в присущей ему ироничной манере он написал, что после нескольких лет попыток отойти от фискальной модели работы налоговых органов к сервисной, новая власть вернулась к «полной фискализации». По его мнению, реформа проведена не в интересах бизнеса, а исключительно для получения очередной «галочки» от МВФ.

Но, обладая всеми полномочиями для борьбы с коррупцией в налоговой и таможне, новому руководству ведомства ничто не мешает развернуть масштабную работу в этой сфере – было бы желание. «В прошлом году мы показали, что это можно успешно делать, для этого есть все инструменты. И статистики больше, чем было сделано в борьбе с махинаторами и ямами за год существования министерства, не будет – я в этом полностью убежден», – написал Клименко, присовокупив, что с нетерпением ждет 2 июня – к этому дню руководители фискального ведомства должны отчитаться о борьбе с налоговыми ямами и коррупцией.

Анна Ковальчук

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки