Итак, начнем.
Кто в первую очередь рискует попасть под необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки?
Рискуют все, кто попадает под так называемую налоговой «категорию риска». Все плательщики налогов в базе Государственной налоговой службы (далее – ГНС) разделены по нескольким категориям, на основе которых потом и принимается решение, кого проверять.
Классификация примерно такова:
- Налогоплательщики делятся по категориям внимания, которые определяются по совокупности факторов, таких как: индивидуальное налоговое поведение, рискованность хозяйствования, фискальная важность. Факторы риска, которые однозначно указывают на принадлежность к определенной категории, считаются основными, остальные – дополнительные. По этому критерию плательщики бывают:
Б) плательщики налогов умеренного риска;
В) плательщики налогов высокого риска.
Налоговый риск при этом – это вероятность нарушения налогового законодательства субъектами хозяйствования, вследствие чего возможны убытки в бюджете.
- По степени риска (соответствие уровня роста налогов не соответствует уровню роста валовых доходов или уровень уплаты налогов конкретного субъекта не соответствует уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли):
Б) средняя степень риска;
В) незначительная степень риска.
- По налогу на добавочную стоимость в разрезе контрагентов:
Б) выгодотранспортирующий («транзитер» - посредник);
В) выгодоприобретатель (конечное лицо данной цепи, которое получило выгоду от занижения налоговых обязательств).
Более подробно мы рассмотрим последнюю классификацию, т.к. проверки по НДС являются самыми распространенными.
Итак, у вас есть риск стать в глазах ГНС «налоговой ямой», если:
- вы отнесены к высокому уровню фискальной важности, но уровень оплаты налогов и сборов в группе является нулевым или значительно меньше средних показателей (фискальная важность – это оценка субъекта хозяйствования относительно максимально возможных налоговых обязательств);
- недостаточность производственных мощностей (в том числе и трудовых ресурсов) для указанного вида хозяйственной деятельности;
- наличие признаков серьезных нарушений (например, объем операций со связанными лицами или «упрощенцами» составляет более 20% откорректированных валовых расходов);
- объем операций с контрагентами, которые уже отнесены ГНС к выгодоформирующим, составляет более 500 000,00грн.;
- декларирование больших оборотов (более 1млн.грн. с одновременным декларированием отрицательного значения финансовых результатов (показывание убытков);
- предоставление уточняющих отчетов, направленных на увеличение расходов;
- в течении отчетного месяца товаров было больше приобретено, чем продано;
- адрес плательщика является адресом массовой регистрации;
- директор и бухгалтер фирмы – одно лицо.
Как не стать «транзитером»:
- не допускать разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом менее 2%;
- обязательное наличие экономической выгоды.
О том, как транзитерам защитить свои права мы поговорим в следующей статье из этой серии.
А пока определим, как субъекту хозяйственной деятельности не стать «выгодополучателем». Эти правила элементарны и основаны на внимательности должностных лиц предприятия, но именно они являются основой всех правил ведения хозяйственной деятельности:
- тщательно проверять своих контрагентов (включая все базы и реестры ГНС);
- проверять полномочия директора подписывать договора, а так же удостовериться, что договор подписан именно директором;
- проверять возможность реального заключения контрагентом данной сделки (наличие ресурсов);
- проверить, имеет ли контрагент право вообще заключать такого плана сделки (наличие лицензии, соответствующих КВЭДов);
- всегда получать документы, которые подтверждают выполнение договора (а так же первичные документы);
- в случае длительности сделки – отслеживать состояние контрагента (не пребывает ли в процессе прекращения или банкротства);
- все сделки заключать в режиме реального времени (а не «задним числом»).
Да, эти правила просты, но не стоит забывать, что именно «человеческий фактор» и легкомыслие зачастую приводят к проблемам. Это основа, которой всегда следует придерживаться. После проведения необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, когда на руках у руководителя предприятия уже есть акт налоговой проверки и/или налоговое уведомление-решение, начинается следующий этап «противостояния», которое может выражаться в административном или судебном обжаловании вынесенного решения.
В целом, вся процедура обжалования начинается с административного обжалования, в котором есть смысл оспаривать только налоговые уведомления-решения. Вероятность благоприятного для налогоплательщика разрешения ситуации, конечно, невелика, но попробовать стоит. Тем более, что грамотное административное обжалование может послужить весомым аргументом уже в судебном обжаловании.
В суде, в свою очередь, можно обжаловать:
- налоговые уведомления-решения;
- действия ГНИ:
- нарушение ГНИ требований Налогового Кодекса Украины (далее – НКУ) о вынесении налогового уведомления-решения (далее – НУР) в течении 10 рабочих дней (или другие нарушения сроков);
- поведение работников ГНИ и незаконность назначения проверки;
- не использование в ходе проверки предоставленных вами документов и пояснений;
- действия работников ГНИ, направленные на вред деловой репутации налогоплательщика.
- обжалования выводов акта проверки, которым налоговый орган устанавливает безтоварность, ничтожность или фиктивность сделки;
- признания противоправными действия ГНИ касательно признания сделок такими, что не отвечают требованиям действующего законодательства (не направлены на реальное наступление последствий);
- исключения из акта налоговой проверки информацию касательно признания договоров ничтожными;
- признания противоправными действия ГНИ касательно признания сделок и взаимоотношений с контрагентами ничтожными, установление отсутствия у транзитера материальных и трудовых ресурсов, производственной базы и складских помещений, необходимых для ведения хозяйственной деятельности.
Сроки обжалования НУР:
- В административном порядке – подать жалобу в вышестоящий орган в течении 10 дней со дня получения решения;
- В судебном порядке:
-
- - общий срок исковой давности – 3 года;
- - если предварительно проводилось административное обжалование – в течении 1 месяца со дня окончания административного обжалования (ст. 56.19 НКУ);
- - если не проводилось административное обжалование – в течении 10 дней с момента получения НУР на руки (по истечении этого срока денежное обязательство считается согласованным). В таком случае необходимо уведомить ГНИ о подаче судебного иска.
- первичная документация по оспариваемым отношениям;
- договора с контрагентами;
- документы, которые подтвердят наличие ресурсов, позволяющих осуществить такую операцию;
- наличие лицензий, разрешающих определенную деятельность;
- если правоотношения касаются предоставления услуг – аргументировать, почему эти услуги были необходимы.
Факторы, которые вызовут сомнения в реальности сделки у суда:
- товар продали дешевле, чем купили;
- покупка была осуществлена через посредника;
- получение выгоды лишь от формирования налогового кредита;
- сделка по предоставлению услуг, которые явно не способствуют предпринимательской деятельности.
Касательно товарности/безтоварности сделки хотелось бы отметить следующее:
- да, по законодательству Украины сделка правомерна по умолчанию, пока не доказано обратное, но это не мешает судам НЕ ПРИМЕНЯТЬ эту норму в налоговых спорах;
- наличие преюдициарного судебного решения о признании сделки действительной не гарантирует согласие с таким решением в административном споре, так как для этого суда решение хозяйственного суда будет оценочным, а не устанавливающем факт;
- сделки с нерезидентами априори вызывают сомнения судей.
Таким образом, в качестве аргументов для оспаривания решений ГНИ стоит использовать следующие:
- налоговый орган не имеет права признавать сделку ничтожной – это функция суда;
- для признания сделки такой, что противоречит интересам государства и общества необходим приговор суда касательно сторон(ы) сделки;
- сделка, выполненная хотя бы одной стороной, не может считаться фиктивной;
- для включения к валовым тратам и к налоговому кредиту необходимо наличие первичной документации и налоговой накладной, составленных соответствующим образом.
Автор: Анна Корж
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки