Как известно, дорога цивилизации вымощена квитанциями об уплате налогов. Такого же мнения придерживается и украинский законодатель, тщетно вводя все новые и новые требования государственной налоговой системы. Поэтому в жизни любого предпринимателя могут наступить не совсем благоприятные времена, связанные с невыплатой налогов. На случай таких обстоятельств государство в рамках налогового законодательства предусмотрело право налогоплательщика на обращение с заявлением о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств или налогового долга.
Не так давно Миндоходов необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки направило своим территориальным органам доработанные Методические рекомендации по установлению угрозы возникновения, накопления или непогашения налогового долга и проведению анализа финансового состояния предприятий, обращающихся в органы ГНС для рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) (об этом ЮРЛИГА уже писала в новости «необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки»).
Что собой представляют указанные рекомендации - ответ на данный вопрос ЮРЛИГА искала у эксперта.
В соответствии с …
Налоговый кодекс как главный фискальный документ страны в п. 100.2 ст. 100 предусматривает право налогоплательщика обратиться в контролирующий орган с заявлением о рассрочке и отсрочке денежных обязательств либо налогового долга. При этом будет считаться, что налогоплательщик согласовал сумму такого денежного обязательства. Особенности такой процедуры подробно определены в нормах Порядка рассрочки (отсрочки) денежных обязательств или налогового долга плательщиков налогов.
Как напоминает старший юрист ЮФ ILF Иванна Погребняк, более детальные расчеты и правила, которыми руководствуются в процессе принятия решения налоговые органы, устанавливаются внутренними актами, в частности, методическими рекомендациями.
«До недавнего времени действовали еще старые рекомендации от 2010 г., которые, по сути, ссылаются еще на старые, уже недействующие законодательные акты. В связи с необходимостью привести рекомендации в соответствие с новыми правилами Миндоходов обновило, в частности, рекомендации по рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) как для предприятий, так и для физических лиц», - информирует И. Погребняк.
Так, в новых рекомендациях, указано, что для рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщик обращается в подразделение обслуживания плательщиков налогов (по вопросам координации погашения задолженностей) органа Миндоходов по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга) с письменным заявлением (приложение 1 к приказу № 1261), в котором указываются суммы налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций (штрафов), пени, уплату которых налогоплательщик просит рассрочить (отсрочить), а также срок рассрочки (отсрочки) и периоды уплаты. При этом отдельно указываются суммы, срок уплаты которых еще не наступил, а также срок уплаты которых уже истек.
По мнению старшего юриста, основанием изменения указанных рекомендаций послужило утверждение Минфином Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности». «Вероятнее всего это связано с теми претензиями, которые предъявлял Минюст по старым рекомендациям. Рекомендации были утверждены приказами ГНАУ, которые не были зарегистрированы в Минюсте, в связи с чем Минюст признал их незаконными (письмо от 30.06.2010 г.)», - считает И. Погребняк.
Так как письмо Миндоходов не является нормативным актом, в письме не могут устанавливаться обязательные правила поведения (т. е. нормы). Это неоднократно подчеркивал Минюст. В частности, в письме № 6785-0-26-11-8.2 ведомство отмечает, что «письма министерств, других центральных органов власти - это служебная корреспонденция, они не являются нормативно-правовыми актами, могут носить лишь разъяснительный характер и не должны содержать новые правовые нормы, которые задевают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер. В случае установления письмами новых правовых норм, они подлежат отзыву с мест применения органом, их выдавшим, и отмене».
По мнению г-жи Погребняк, учитывая уставленную практику, налоговые органы в работе будут ими руководствоваться для внутреннего пользования, а плательщикам желательно принимать их во внимание. «И только в случае, если налоговые органы будут выдвигать как аргумент защиты своей позиции правила, указанные в рекомендациях, можно будет апеллировать к их рекомендательному и необязательному характеру, который не имеет легитимной силы», - обосновывает свою позицию г-жа И. Погребняк.
А как же рекомендации?
Отметим, что рекомендации разработаны для оценки финансово-хозяйственного состояния предприятий (физических лиц) с целью принятия решения о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга).
Так, согласно нормам документа, к заявлению прилагается экономическое обоснование, состоящее из:
- перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения, накопления или непогашения налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;
- анализа финансового состояния;
- графика погашения рассроченных (отсроченных) сумм;
- расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.
Основанием для рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) является предоставление налогоплательщиками достаточных доказательств существования обстоятельств, перечень которых определен постановлением Кабмина № 1235 «Об утверждении перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств».
При анализе финансового состояния плательщика налогов, обратившегося за рассрочкой (отсрочкой) денежных обязательств, рассчитывается коэффициент угрозы возникновения налогового долга для налогоплательщика, обратившегося за рассрочкой (отсрочкой) налогового долга; коэффициент угрозы накопления или непогашения налогового долга. Все остальные коэффициенты рассчитываются для обоих случаев в общем порядке. По результатам рассмотрения документов и анализа финансового состояния предприятия-заявителя руководитель (заместитель руководителя) органа Миндоходов в течение 30 календарных дней с даты подачи заявления принимает решение о рассрочке (отсрочке) уплаты сумм денежных обязательств (налогового долга) или отказывает плательщику в рассрочке (отсрочке) письменно с указанием причин отказа.
Одним из наиболее весомых изменений в рекомендациях является внедрение положения об иерархическом порядке обращения плательщика о рассрочке (отсрочке) налоговых обязательств (налогового долга). А именно, плательщик налогов обязан первоначально обратиться в территориальный орган Миндоходов. При этом параллельно плательщик вправе дополнительно обратиться в региональный орган либо напрямую в Миндоходов.
«В случае если сумма денежного обязательства (налогового долга) или срок рассрочки находится вне компетенции территориального органа Миндоходов, такой орган формирует соответствующее заключение и пересылает документы региональному органу, который в свою очередь вместе со своим заключением пересылает документы Миндоходов. В общем, бюрократический процесс гарантирован», - подытоживает Иванна Погребняк.
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки