Кого коснется?
Первый документ содержит изменения, касающиеся широкого круга налогоплательщиков, работающих на условиях трудового найма и по гражданско-правовым договорам, а второй — узкого сегмента мелких предпринимателей, которые работают сами на себя или с помощью не более чем 10 наемных лиц. В данном случае речь идет о плательщиках единого налога первой и второй групп.
Что предлагается?
Проектом о снижении нагрузки на фонд оплаты труда предлагается уменьшить размер единого социального взноса почти вдвое, установив единую ставку — 18%, а также вернуться к использованию прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц. Так, добавится количество ступеней подоходной шкалы, а максимальная ставка поднимется на 3%. Общую ставку налога, наоборот, предлагается снизить на 5%.
Вместо применения общей налоговой социальной льготы предусмотрено введение нулевой ставки для граждан, доходы которых не превышают 1500 грн. в месяц. При этом льгота на детей и для других категорий налогоплательщиков (в размере 150 и 200%) сохраняется.
В случае превышения суммы не облагаемого налогом дохода в 18000 грн. по итогам года граждане обязаны будут задекларировать свои доходы и уплатить налог по соответствующей ставке.
В проекте изменений в НК относительно урегулирования уплаты единого социального взноса предлагается снизить ЕСВ и «спрятать» его в состав единого налога. Так, уже с 1 января 2014 года для физических лиц — предпринимателей хотят установить налоговый платеж, объединяющий в себе одновременно налог на доходы и социальные взносы, как это было до принятия НК.
Общую сумму единого налога нужно будет перечислять на распределительные счета Госказначейства, откуда она уже будет направляться в соответствующие фонды и бюджеты. Суммарный процент отчислений в пользу государства по ЕСВ и ЕН уменьшается с 44,7 до 28% для первой группы «единоналожников» и с 54,7 до 38% — для второй (в том числе единый социальный взнос 34,7% плюс единый налог — 1—10% от минимальной зарплаты для первой группы и 2—20% для второй).

С учетом предложений о внесении изменений в ст.293 НК фиксированные ставки единого налога устанавливаются относительно утвержденного размера минимальной заработной платы местными советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности.
Какие последствия?
Если сравнивать с налоговой нагрузкой на частных предпринимателей в настоящий момент, то в случае принятия данного положения она снизится более чем на 16% (сегодня это почти 200 грн.).
По идее возврат к старому механизму распределения единого налога должен облегчить им жизнь. Кроме экономии средств за счет снижения ставок, такое нововведение избавит ФЛП от траты времени на заполнение отдельных платежек в банке. Проще будет и проверяющим. Однако общественность опасается, что снова возникнут проблемы с подтверждением страхового стажа и начислением пенсии по возрасту из-за того, что часть отчислений от суммы единого налога недостаточна и не является собственно страховыми взносами в ПФ.
Впрочем, одобрят в Верховной Раде такие нововведения или нет, пока не известно. Для начала Миндоходов должно согласовать проекты с Минсоцполитики и другими министерствами. В любом случае независимо от того, какому из документов будет дан зеленый свет, авторам инициативы придется обосновать экономическую целесообразность таких изменений и привести весомые аргументы в пользу того, что сокращение налогов выведет из тени значительные объемы доходов.
Ольга АНДРУСЬ, налоговый консультант
Аудиторско-консалтинговой корпорации «Глобал Консалтинг»
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки