31 мая 2013 г. Возвратная финансовая помощь В тематическом номере рассмотрены вопросы, связанные с предоставлением субъектами предпринимательской деятельности займов.

Договор займа может быть платным (процентным) и бесплатным (беспроцентным). Беспроцентный заем в налоговом учете облагается как возвратная финансовая помощь. Налоговый учет такой финпомощи у заемщика зависит от статуса заимодателя, а также от момента возврата.

Процентными являются займы, предусматривающие уплату процентов за пользование заемными средствами. Налогообложение таких займов осуществляется по правилам, предусмотренным для налогообложения финансовых кредитов.

В случае предоставления денежного займа физлицу следует учесть, что поскольку такой заем предоставляется на возвратной основе, то нет оснований говорить о возникновении у физлица дохода на сумму полученного займа, независимо от срока, на который он выдан. Это подтверждается положениями п.п. 165.1.31 НКУ.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 35

 

Семь бед с товарно-транспортной накладной и по одному ответу на каждую из бед

М. Нестеренко

В статье проведен анализ проблемных ситуаций, связанных с применением товарно-транспортной накладной (ТТН) в процессе грузовых перевозок автомобильным транспортом. Рассмотрен общий принцип выписки ТТН, а также ряд практических ситуаций, связанных с ее ролью в учете и налогообложении.

В частности, даны ответы на такие вопросы, как: является ли отсутствие ТТН у покупателя основанием для бестоварности операции и лишает ли это покупателя права на расходы и налоговый кредит; нужна ли ТТН в случае перевозок на арендованном автомобиле; как выписывать ТТН при доставке товара в несколько точек за один рейс; как выписывать ТТН при транзитной торговле; надо ли выписывать новую ТТН в случае поломки автомобиля в дороге; можно ли оформить одной ТТН двухэтапную перевозку; нужна ли ТТН при перевозке ТМЦ собственным легковым автомобилем и др.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 36-37, с. 30

 

«Студенческий вопрос», или Все о трудоустройстве студентов

А. Свириденко

С наступлением летних каникул многие работодатели окажутся перед дилеммой: принимать или не принимать на работу студентов. А если принимать, то что нужно знать, чтобы соблюсти все требования законодательства относительно организации труда работников-студентов? Предвосхищая возможные вопросы читателей, мы решили заблаговременно обратиться к этой теме.

В предложенной вашему вниманию статье рассмотрены основные вопросы, возникающие при заключении трудовых договоров со студентами, а именно: каковы особенности оформления трудовых отношений с этой категорией работников, кто должен вести трудовую книжку работающего студента, какой режим работы студентов следует соблюдать их работодателю. Ну и, конечно же, не обойдены вниманием нюансы оплаты труда работников-студентов, а также индексации их заработной платы.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 36-37, с. 37; № 38, с. 39

 

Непроизводственные основные средства: особенности учета

Л. Солошенко

Статья посвящена учету непроизводственных основных средств — объектов, которые не используются предприятием в хозяйственной деятельности. Подробно на примерах рассматривается ряд операций: поступление непроизводственных основных средств (включая приобретение, самостоятельное изготовление, бесплатное получение); их содержание, ремонты и улучшения; продажа и ликвидация, а также перевод основных средств в состав непроизводственных и наоборот — когда объекты непроизводственных основных средств зачисляются в основные средства.

Как известно, в бухгалтерском учете разделения основных средств на «производственные» и «непроизводственные», как такового, не существует, а все необоротные активы учитываются по единым общим, установленным П(С)БУ 7, правилам (в том числе подлежат амортизации). В налоговом учете расходы на приобретение непроизводственных основных средств не подлежат амортизации (п. 144.3 НКУ), однако вместе с расходами на проведенные ремонты и улучшения учитываются при продаже непроизводственных основных средств (п. 146.13 НКУ).

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 38, с. 26

 

Вы спрашивали на семинаре

Тематический номер посвящен ответам на множество неоднозначных и актуальных вопросов, которые интересны практически каждому бухгалтеру.

Например, если предприятие не включило сумму «ввозного» НДС из «импортной» таможенной декларации в налоговый кредит в периоде ввоза, то оно может быть уверено, что эта сумма для него не «пропадет» безвозвратно. Контролирующие органы склонны расценивать подобную ситуацию как допущенную ошибку, разрешая налогоплательщикам самоисправиться по правилам ст. 50 НКУ.

Для многих важно знать и то что, хотя услуги по расчетно-кассовому обслуживанию не являются объектом обложения НДС, но они должны быть отражены в НДС-учете предприятия. Так, в декларации по НДС стоимость таких услуг указывается в стр. 11.1 или 11.2 в зависимости от того, в каких операциях (облагаемых или необлагаемых) они будут использованы.

Кроме того, в номере можно найти ответы на другие вопросы, касающиеся налога на прибыль, единого налога, налогообложения доходов физических лиц и трудового законодательства.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 39

 

Готовим РРО к подаче электронной отчетности: учетные нюансы

М. Нестеренко

В статье рассмотрены процедурные, а также «налогово-бухгалтерские» особенности подготовки РРО к подаче электронной отчетности. Как известно, для обеспечения этой возможности необходимо, чтобы регистратор расчетных операций либо создавал контрольную ленту в электронной форме, либо имел специальный модем, в памяти которого накапливалась бы соответствующая информация.

Учитывая неопределенность с выбором какого-либо одного варианта подготовки РРО (из двух указанных), в статье рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета как в случае приобретения РРО нового поколения, так и в случае дооборудования его специальным модемом.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11

 

Актуальные вопросы по страхованию

Л. Солошенко

В статье с позиций предприятия-страхователя рассмотрены особенности отражения в учете расходов по страхованию. Охвачены наиболее распространенные ситуации: по автострахованию (в том числе арендатором при аренде автотранспорта), получению страхового возмещения (включая случай, когда по договоренности страховое возмещение поступает СТО, ремонтирующему поврежденный в ДТП автомобиль), обязательному и добровольному страхованию работников предприятия, а также случай, когда предприятие (спортивная организация) перечисляет страховой компании собранные с посетителей суммы страховых платежей, выступая посредником (страховым агентом).

Уплачиваемые предприятием по договору страхования страховые платежи, а также получаемая от страховой компании сумма страхового возмещения не являются объектом обложения НДС (п.п. 196.1.3 НКУ). При наступлении страхового случая застрахованные убытки, понесенные налогоплательщиком, включаются в налоговые расходы в периоде их понесения, а любые суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого налогоплательщика в периоде их получения (п.п. 140.1.6 НКУ).

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 18

 

Обычные цены при продаже импортных товаров: особенности применения

А. Свириденко

Как известно, с 01.01.2013 г. вступили в силу положения ст. 39 НКУ<i>, </i>которыми установлены новые правила определения обычных цен. С тех пор на страницах нашего издания мы не раз обращались к теме «обычноценовых» новшеств и рассказывали о различных ситуациях, требующих применения обычных цен.

В этой статье мы обратились к вопросу применения обычных цен при продаже импортных товаров на территории Украины. При этом, учитывая, что поставкой импортных товаров могут заниматься как сами импортеры, так и предприятия-перепродавцы, все учетные особенности были рассмотрены нами с позиции каждой из этих категорий субъектов предпринимательства.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 30

 

Расчеты с подотчетными лицами

Тематический номер содержит ряд статей, посвященных особенностям расчета с подотчетными лицами.

О направлениях использования и суммах денежных средств, которые были получены работником предприятия под отчет для выполнения отдельного производственно-хозяйственного поручения или на командировку, работник обязан отчитаться путем предоставления Отчета об использовании подотчетных средств. К такому отчету прилагаются оригиналы документов, подтверждающих размер понесенных расходов, которые, заметим, должны содержать реквизиты предприятия.

Поскольку подотчетное лицо при осуществлении покупки действует от имени, в интересах и за счет налогоплательщика (работодателя, доверителя), то налоговые расходы, связанные с такими покупками, отражаются таким плательщиком в общем порядке, но с учетом некоторых особенностей. Об этих особенностях читайте в данном тематическом номере.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 41

 

Ошибочно переведенные/зачисленные денежные средства: руководство к действию

Н. Белова

Ошибочные платежи — не такое уж редкое явление для предприятия. То ли на текущий счет вдруг попали чужие деньги, то ли, наоборот, сами перечислили средства не тому получателю, а может, и банк что-то напутал.

Если в ошибочном перечислении средств виновен банк, то такие ошибочно полученные средства предприятие должно вернуть в течение трех рабочих дней с даты поступления уведомления этого банка-нарушителя об осуществлении ошибочного перевода.

А вот если на текущий счет предприятия ошибочно зачислены средства по вине ненадлежащего плательщика, их следует вернуть в течение пяти дней со дня такого зачисления. Несоблюдение указанных сроков может обернуться для предприятия (ненадлежащего получателя) нежелательными налоговыми последствиями.

«<i>Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 42, с. 32</i>

 

Электронная налоговая накладная: что мы о ней знаем?

М. Нестеренко

В статье рассмотрена сущность, а также особенности электронной налоговой накладной, показаны ее преимущества, а также возможные проблемы, возникающие в связи с составлением электронной налоговой накладной.

В частности, в статье детально освещен вопрос о необходимости заключения с налоговым органом договора о признании электронных документов, изложена процедура наложения ключа электронной цифровой подписи, затронута проблема обязательной регистрации электронных налоговых накладных в ЕРНН и сроков такой регистрации, а также приведены рекомендации по исправлению ошибок в электронной налоговой накладной.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 42, с. 38

 

Операции с недвижимостью

Начало 2013 года ознаменовалось революционными изменениями в механизме обращения вещных прав/обременений на недвижимость. Главное новшество заключается даже не в их обязательной госрегистрации, а в моменте возникновения подобных прав/обременений, который с указанной даты привязывается к дате такой госрегистрации, осуществляемой органом госрегистрации или нотариусом. Нюансы госрегистрации, а также ее влияние на учет операций с объектами недвижимости, особенно на их продажу (с учетом «обычноценовых» правил, также обновленных в текущем году), подробно рассмотрены в данном тематическом номере.

Не забыты и физлица, в НДФЛ-учете которых при осуществлении подобных операций также появились некоторые особенности. Кроме того, в номере рассмотрены и другие вопросы, касающиеся операций с недвижимостью: уплата сбора в Пенсионный фонд при приобретении недвижимости, учет (в том числе НДС) недвижимости предпринимателем, возможность осуществления хозяйственной деятельности в жилой квартире и др.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 43




Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"