1 февраля 2013 г. <font color=#00aeef size=5>Питьевые и сангигиенические нужды: прозрачность позиции ГНСУ

В Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом от 21.12.2012 г. № 1180, Государственная налоговая служба излагает свой взгляд на ряд вопросов взимания сбора за специальное использование воды, которые давно не дают покоя многим налогоплательщикам.

В частности, налоговики не ставят под сомнение тот факт, что до 01.07.2012 г. НКУ не предусматривал освобождение от взимания спецводосбора при использовании воды на санитарно-гигиенические нужды.

Также ГНСУ настаивает на том, что если субъект хозяйствования использует воду как для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, так и на другие цели, то платить спецводосбор необходимо за весь использованный в отчетном периоде объем воды.

Кроме того, главное налоговое ведомство дает благоприятный для налогоплательщиков ответ на вопрос об уплате спецводосбора в ситуации, когда помещение передается в аренду.

Приказ ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1180

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 1-2, с. 20

 

Учетная политика: о чем важно знать

Л. Солошенко

Традиционно, подводя итоги прошедшего года, предприятие может вносить коррективы в свою учетную политику. О чем следует помнить в таком случае, рассматривается в данной статье.

Прежде всего формирование учетной политики заключается в выборе предприятием методов учета/оценки из существующих многовариантных. А вот императивные (однозначные) и обязательные к выполнению законодательные нормы дублировать в учетной политике не нужно.

При этом, внося изменения, предприятие вправе решить, как поступить в таком случае: внести изменения и дополнения в уже существующий (базовый) приказ об учетной политике, оформив их отдельным приказом, либо с учетом изменений изложить приказ об учетной политике в новой редакции (если вносимые в учетную политику изменения по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на ее содержание).

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 1-2, с. 32

 

Налог на недвижимое имущество

Н. Дзюба

Статья посвящена введенному с 2013 года налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. В ней раскрыты вопросы, кто выступает плательщиками указанного налога, что является объектом и базой налогообложения, какие ставки налога применяются, а также какие льготы установлены по его уплате. Рассмотрены особенности расчета и уплаты налога на недвижимость, одной из которых является то, что:

юридические лица рассчитывают налог самостоятельно, подают годовую отчетность по нему и платят налог ежеквартально авансовыми платежами;

физические лица уплачивают налог на недвижимость на основании полученных налоговых уведомлений-решений о сумме налога.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 1-2, с. 40



Налоговая социальная льгота

В тематическом номере рассмотрены вопросы, касающиеся порядка предоставления налоговых социальных льгот (НСЛ) в 2013 году.

НСЛ — это сумма, на которую может быть уменьшен общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога, полученный от одного работодателя в виде заработной платы.

Перечень категорий налогоплательщиков, которые имеют право на НСЛ, приведен в пп. 169.1.1 — 169.1.4 НКУ. В зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик, он может претендовать на льготу в обычном, повышенном или максимальном размере.

В общем случае налогоплательщик имеет право воспользоваться НСЛ, если его заработная плата за месяц не превышает предельного размера дохода, равного в 2013 году 1610 грн. Для одного из родителей, претендующего на НСЛ на детей на основании п.п. 169.1.2 и пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ, предельный размер дохода, дающего право на применение НСЛ, определяется кратно количеству детей.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 3

 

НКУ-2013: анализируем первые изменения

А. Свириденко

Новый год ознаменовался вступлением в силу сразу нескольких законодательных актов, которыми внесены существенные изменения в НКУ. Данная статья посвящена анализу положений одного из этих документов, а именно Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI.

Напомним, что этим документом законодатели внесли ряд важных изменений в порядок начисления и уплаты единого налога, увеличили ставки некоторых налогов и сборов, выраженные в абсолютных значениях, а также подкорректировали правила оборота алкогольно-табачной продукции.

Кроме того, среди важных нововведений этого Закона — приостановление до 01.07.2013 г. действия п.п. «ї» п. 201.1 НКУ, которым предусмотрено отражение в налоговой накладной даты и номера таможенной декларации.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 4, с. 35

 

Обычные цены

Как известно, с 01.01.2013 г. вступила в силу ст. 39 НКУ, в связи с чем изменился порядок определения обычных цен. Специальный тематический номер, посвященный этому вопросу, подробно анализирует новые правила работы с обычными ценами, сравнивая «кодексные» нововведения с ранее действовавшими правилами п. 1.20 Закона о налоге на прибыль.

Помимо этого в номере освещены вопросы, связанные со случаями применения обычных цен, проведен подробный анализ методов определения обычной цены и описаны процедурные вопросы доначисления налоговых обязательств в случае применения «обычноценовых» правил.

Кроме того, отдельная статья посвящена проблеме источников, из которых следует брать информацию для определения обычных цен.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 5

 

Очередная порция НКУ-изменений: анализируем вместе

А. Свириденко

Данная статья посвящена анализу положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по дальнейшему усовершенствованию администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5519-VI.

Наибольший практический интерес этот материал представляет конечно же для физических и юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами. Ведь указанным Законом кардинальным образом изменен порядок обложения таких операций налогом на прибыль, введен новый особый акцизный налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами, а также подкорректирован порядок определения финансового результата операций с инвестиционными активами.

В то же время ознакомиться с ней рекомендуем и налогоплательщикам, не осуществляющим «ценнобумажные» операции, поскольку указанный Закон содержит ряд положений, которые в той или иной степени коснутся всех субъектов предпринимательства.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 6, с. 21



Индексация заработной платы работников

Е. Скрипкина

В данной статье рассмотрен порядок индексации заработной платы работников в 2013 году с учетом разъяснений Минсоцполитики, раскрыты особенности проведения индексации в месяце повышения заработной платы, а также освещены другие вопросы, связанные с ее индексацией.

В частности отмечено, что оплата труда работников подлежит индексации в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц. В 2013 году в течение января — ноября заработная плата индексируется исходя из фактически начисленной суммы, но в пределах 1147 грн., в декабре 2013 года — в пределах 1218 грн.

В статье приведена таблица индексов потребительских цен нарастающим итогом для проведения индексации зарплаты за январь и за февраль 2013 года.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 6, с. 34



Момент истины

Первый со времен вступления в силу НКУ тематический номер, посвященный анализу судебных решений, вынесенных уже в рамках новой, «кодексной» практики.

В номере — административные споры, связанные с некоторыми аспектами применения НДС, прежде всего формирования налогового кредита, вопросы проведения через РРО авансовой оплаты, полученной наличными, и ряд принципиальных вопросов, связанных с трудовыми спорами.

Кроме того, отдельно следует отметить решение о возможности предоставления процентных займов нефинансовыми учреждениями.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 7

 

Перенос «ценнобумажных» убытков: разъяснения ГНСУ

Обобщающей налоговой консультацией, утвержденной приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1160, разъяснен порядок переноса старых ЦБ-убытков, возникших по состоянию на 01.01.2012 г.

Так, по мнению налоговиков, налогоплательщики с доходом за 2011 год 1 млн грн. и более могут ежегодно переносить лишь по 25 % суммы таких «ценнобумажных» убытков, при условии, что в них не содержатся расходы на покупку ценных бумаг, еще не проданных по состоянию на 01.01.2012 г.

На наш взгляд, с такой позицией налоговиков по-прежнему не следует соглашаться. Ведь «ценнобумажный» учет ведется по своим особым, установленным п. 153.8 НКУ, правилам; при этом отрицательным значением объекта налогообложения ЦБ-убытки не являются.

Обращаем внимание, что в указанной Обобщающей налоговой консультации не учтены изменения, внесенные в «ценнобумажный» учет Законом Украины от 06.12.2012 г. № 5519-VI, которыми установлено, что ЦБ-убытки, сформированные по состоянию на 01.01.2013 г., на следующие отчетные периоды не переносятся.

Приказ ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1160

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 8, с. 12

 

Налоговые разницы: «И снова здравствуйте!»

Т. Войтенко

Статья посвящена анализу норм ПБУ 27 «Налоговые разницы», вступившего в силу с 01.01.2013 г. и требующего от плательщиков налога на прибыль начиная с отчетных периодов 2013 года представлять финансовую отчетность с учетом налоговых разниц. Для этого в Отчет о финансовых результатах (форма № 2) введены разделы IV «Налоговые разницы» и V «Согласование финансового результата и налоговой прибыли (убытка)».

В данной статье приведена классификация налоговых разниц, проанализирован порядок их выявления и накопления, рассмотрены процедурные моменты расчета налоговой прибыли (убытка). Кроме того, говорится об ответственности, предусмотренной за неучет налоговых разниц.

Важно отметить, что обобщенная информация о налоговых разницах (как результат сравнения величин, отраженных в бухгалтерском и налоговом учете), которая должна приводиться в Отчете о финансовых результатах, никоим образом не будет влиять на учетные данные о доходах и расходах, а также на налоговые показатели, декларируемые в налоговой отчетности.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 8, с. 32

 

Новая отчетность по ЕСВ

Появление данного тематического номера связано с тем, что в Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-2, были внесены изменения, которые вступили в силу 15.01.2013 года. Изменился сам текст Порядка, а также в новой редакции изложены приложения к порядку, кроме приложения 3.

В тематическом номере рассмотрены особенности формирования и предоставления приложения 4, которое ежемесячно подают в орган Пенсионного фонда страхователи-работодатели, а также приложения 7, необходимость в подаче которого возникает в случае наступления несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Кроме того, детально описан порядок заполнения приложений 5 и 6, которые предоставляются в орган Пенсионного фонда физическими лицами — предпринимателями.

«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 9



Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"