24 января 2013 г.
необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки внесены изменения в Закон Украины «О сельскохозяйственной кооперации» от 17.07.97 г. № 469/97-ВР, которыми он с 19.01.2013 г. изложен в новой редакции (далее — Закон о сельхозкооперации). Прежде всего следует заметить, что отныне им регулируются только отдельные вопросы деятельности сельхозкооперативов, в то время как общие правила их образования, функционирования и ликвидации устанавливаются Законом Украины «О кооперации» от 10.07.2003 г. № 1087-IV (далее — Закон № 1087), в ст. 5 которого также были внесены соответствующие изменения.
Обратим внимание на некоторые положения обновленного Закона о сельхозкооперации. Как и раньше, по целям, задачам и характеру деятельности сельхозкооперативы подразделяются на:
1) производственные, которые образуются лицами — производителями сельскохозяйственной продукции, для осуществления общей производственной или иной хозяйственной деятельности на принципах их обязательного трудового участия с целью получения прибыли;
2) обслуживающие, которые, в свою очередь, делятся на перерабатывающие, заготовительно-сбытовые, снабженческие и др. — они образуются физ- и/или юрлицами — производителями сельскохозяйственной продукции для организации обслуживания, направленного на уменьшение расходов и/или увеличение доходов членов этого кооператива при осуществлении ими сельскохозяйственной деятельности и на защиту их экономических интересов.
Одним из нововведений, касающимся обоих видов кооперативов, является то, что отныне есть прямое указание на необходимость соблюдения соответствия их уставов требованиям ст. 8 Закона № 1087. При этом примерные уставы должен разработать Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной аграрной политики (т. е. Минагрополитики).
Далее кратко расскажем о некоторых интересных изменениях, затрагивающих исключительно обслуживающие кооперативы.
Во-первых, ч. 1 ст. 9 Закона о сельхозкооперации установлено, что такие кооперативы могут предоставлять услуги только своим членам.
Во-вторых, отныне прямо указано, что они являются неприбыльными организациями. В то же время должны заметить, что ст. 157 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) и Положение о Реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом ГНАУ от 24.01.2011 г. № 37, не предусматривают существования таких неприбыльных организаций, как обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, а потому вопрос о возможности их налогообложения с применением положений ст. 157 НКУ пока еще не определен.
В-третьих, ст. 8 Закона о сельхозкооперации предусматривает для обслуживающих сельхозкооперативов необходимость разработки правил внутрихозяйственной деятельности, а также сведения, которые должны в них содержаться. При этом примерные правила внутрихозяйственной деятельности сельскохозяйственного кооператива должно разработать Минагрополитики.
В завершение изложенной информации следует обратить внимание на следующее: в соответствии с Заключительными и переходными положениями Закона о сельхозкооперации кооперативы и кооперативные объединения, образованные до вступления в силу данного Закона (т. е. до 19.01.2013 г.), обязаны в течение года со дня вступления его в силу привести свои уставы в соответствие с ним. До этого момента кооперативы и кооперативные объединения должны руководствоваться положениями действующих уставов в части, не противоречащей обновленному Закону о сельхозкооперации.
Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"