17 января 2013 г. ГНСУ письмом от 26.09.2012 г. № 2557/0/61-12/17-1115 (далее — письмо) напомнила о некоторых вопросах обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) доходов при проведении рекламных акций.
Главное налоговое ведомство указало, что подарки участникам рекламных акций отвечают определению «дополнительное благо» и подпадают под категорию доходов, которые облагаются НДФЛ. В то же время в этом случае можно воспользоваться положениями п.п. 165.1.39 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), согласно которым не включается в налогооблагаемый доход плательщика налогов стоимость подарков в натуральной форме, если их стоимость не превышает 50 % одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года (в расчете на месяц). От себя добавим, что в 2013 году размер не облагаемого налогом неденежного подарка составляет 573,50 грн. (в 2012 году — 536,50 грн.).
Предприятие, проводящее рекламную акцию, обязано выполнить функции налогового агента, в том числе заполнить Налоговый расчет по форме № 1ДФ, в котором следует отразить доходы получателей рекламных товаров:
— если стоимость рекламных товаров не превышает указанный выше предел, то доход получателя подарка отражается с признаком «160»;
— если стоимость рекламных товаров превышает данный предел, то не облагаемую налогом часть дохода необходимо отразить с признаком «160», облагаемую — с признаком «126» как доход в виде дополнительного блага.
Также налоговики отметили, что налоговый агент должен получить от получателей рекламных товаров копию карточки плательщика налогов, в которой указан регистрационный номер учетной карточки, или копию паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют соответствующую отметку в паспорте).
Документы, связанные с проведением операций, предусмотренных п. 70.12 НКУ, в которых не проставлены регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, официально уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте), считаются оформленными с нарушением требований законодательства Украины.
Подытожим. Судя по всему, выводы письма касаются только тех рекламных раздач, при которых осуществляется идентификация получателей подарков. Если идентифицировать получателей рекламных товаров, розданных во время проведения рекламной акции, не представляется возможным (в частности, когда потребителями рекламы является неопределенный круг плательщиков налога), то вопросов с НДФЛ не возникает, что подтверждает и ГНСУ (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 160.24). Подробнее об учетных аспектах рекламных раздач см. в статьях «Самостоятельная рекламная раздача товаров/материалов: налоговый и бухгалтерский учет» и «Рекламная раздача товаров/материалов через посредников: налоговый и бухгалтерский учет», опубликованных в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 60.
Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"