В учете расходы будущих периодов имеют определенные особенности, которые необходимо знать и соблюдать, ведь такие расходы влияют на бухгалтерский финрезультат и, соответственно, на объект налогообложения налогом на прибыль.
Определение расходов
Основные характеристики расходов приведены в ПБУ 16. В частности, расходы предприятия являются расходами того периода, в котором признается доход, для получения которого они понесены. А среди тех, которые не признаются расходами, - авансирование запасов, работ, услуг (п. 7 и п. 9.2 настоящего ПБУ).
Определение расходов будущих периодов приведены в п. 2.36 Методрекомендаций № 433 и Инструкции № 291 - это расходы текущего или предыдущих отчетных периодов, относящиеся к следующим отчетным периодам.
Расходам будущих периодов присущи следующие признаки:
- понесены в отчетном периоде (есть оплата и документальное подтверждение осуществления расходов)
- относятся к будущим периодам. Доходы, связанные с такими затратами, возникнут в последующих периодах, или уплата таких платежей связана с предстоящими периодами.
Учитываются расходы будущих периодов на счете 39. По Дт отражается их накопление, по Кт - списание (распределение) и включение в состав расходов отчетного периода. Аналитику расходов будущих периодов осуществляют по их видам.
В целом будущие расходы учитываются в составе оборотных активов. Об этом свидетельствует их местоположение в Балансе (Отчете о финансовом состоянии) - строка 1170 «Расходы будущих периодов». Однако некоторые эксперты советуют по расходам будущих периодов выделять долгосрочные расходы - расходы будущих периодов, срок списания которых превышает 12 месяцев с даты Баланса. Для учета последних можно применить субсчет 184 «Прочие необоротные активы», а в Балансе они отражаются в строке 1090 «Прочие необоротные активы».
Примеры расходов будущих периодов приведены в Инструкции № 291:
- подписка газет, журналов, периодических и справочных изданий;
- проавансированные арендные платежи;
- оплата страхового полиса;
- подготовительные к производству работы в сезонных отраслях промышленности;
- освоение новых производств и агрегатов.
Сельхозпроизводители в своей деятельности должны руководствоваться Методрекомендациями № 132, согласно которым к расходам будущих периодов относятся расходы на строительство и содержание летних лагерей, загонов, навесов и других сооружений некапитального характера для животных и тому подобное.
Отражение в учете
Налоговым кодексом не определены корректировки финрезультата на расходы будущих периодов. Поэтому все плательщики налога на прибыль, в том числе те, которые проводят обязательное или добровольное корректирование финрезультата, отражают их исключительно по правилам бухучета.
Рассмотрим на условных примерах, как в бухучете отражаются расходы будущих периодов.
Пример 1. Подписка периодики
Предприятие в декабре 2017 г. подписалось на год на информационно-аналитический журнал на 2018 год для нужд бухгалтерии. Стоимость подписки - 2976 грн (без НДС), то есть 248 грн/мес. (табл. 1).
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Осуществлена подписка издания на 2017 г. (248 грн/мес. × 12 мес.) | 371 | 311 | 2 976 |
2 | Отнесена стоимость подписки к расходам будущих периодов | 39 | 631 | 2 976 |
3 | Проведен зачет задолженности | 631 | 371 | 2 976 |
4 | Ежемесячное отнесение на расходы стоимости журнала (248 грн ежемесячно в течение 2018 г.) | 92 | 39 | 248 |
Нужно стоимость подписки отнести на счет 39 и равномерно списывать ее на расходы в течение срока подписки. В зависимости от назначения периодики расходы списываются на такие счета Дт 23, 91, 92, 93, 94 Кт 39.
Пример 2. Арендная плата авансом (вперед)
С апреля 2018 г. предприятие арендует новое офисное помещение. Стоимость объекта аренды - 4700000 грн. Ежемесячная арендная плата - 36000 грн (в том числе НДС - 6000 грн). По условиям договора предприятие платит арендную плату ежеквартально не позднее 20 числа первого месяца отчетного периода. Квартальный платеж равен 108 000 грн (в том числе НДС - 18 000 грн) (табл. 2).
Таблица 2
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Взято на внебаланс офисное помещение | 01 | 4 700 000 | |
2 | Оплачена арендная плата за апрель - июнь 2018 г. (дата оплаты - 18.04.2018 г.) | 371 | 311 | 108 000 |
3 | Отражен налоговый кредит по НДС (налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН) | 644/1 | 644 | 18 000 |
641/ПДВ | 644/1 | 18 000 | ||
4 | Начислена арендная плата за апрель 2018 г. | 92 | 685/631 | 30 000 |
5 | Списан отраженный налоговый кредит по НДС | 644 | 685/631 | 6 000 |
6 | Отражен зачет задолженности | 685/631 | 371 | 36 000 |
7 | Отнесена на расходы будущих периодов арендная плата за май - июнь | 39 | 685/631 | 60 000 |
8 | Списан отраженный налоговый кредит по НДС | 644 | 685/631 | 12 000 |
9 | Отражен зачет задолженности | 685/631 | 371 | 72 000 |
10 | Включена в расходы арендная плата в мае | 92 | 39 | 30 000 |
11 | Включена в расходы арендная плата в июне | 92 | 39 | 30 000 |
Пример 3. Учет программного обеспечения
Предприятие приобрело право на использование программного обеспечения «Пирамида» (с пакетом обновлений к нему) в течение одного года (с апреля 2018 г. по март 2019 г.). Стоимость приобретенного пакета - 9000 грн (в том числе НДС - 1500 грн). Как отражается такая операция в бухучете, приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Приобретено право на использование программного обеспечения на один год | 371 | 311 | 9 000 |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС (налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН) | 644/1 | 644 | 1 500 |
641/ПДВ | 644/1 | 1 500 | ||
3 | Отнесена к расходам будущих периодов стоимость программного обеспечения | 39 | 631/685 | 7 500 |
4 | Списан отраженный налоговый кредит по НДС | 644 | 631/685 | 1 500 |
5 | Отражен зачет задолженности | 631/685 | 371 | 9 000 |
4 | Отнесена к расходам ежемесячная плата за использование программного обеспечения (7 500 грн : 12 мес.) | 92 | 39 | 625 |
Инструкцией № 291 также определено, что срок использования нематериального актива должен быть более одного года или одного операционного цикла, если он превышает один год.
Учитывая указанное, считается, что программное обеспечение нужно относить к нематериальному активу в том случае, когда срок использования превышает один год (или операционный цикл, если он больше года).
Пример 4. Учет затрат на подготовку производства
Предприятие открыло новое направление производства. В течение января - марта 2018 г. понесены расходы в сумме 241 800 грн (в том числе НДС - 11 500 грн). Эти расходы предприятие будет списывать в течение апреля - декабря 2018 г. (табл. 4).
Таблица 4
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Отражены расходы на подготовку производства | 39 | 23, 63, 65, 685 | 241 800 |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС (налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН) | 641/ПДВ | 63, 685 | 11 500 |
3 | Списаны подготовительные расходы на общепроизводственные расходы (в течение апреля - декабря 2018 г.). | 91 | 39 | 241 800 (общая сумма) |
Следует обратить внимание, что ошибкой будет отражение сразу всей суммы на счете 91. На этом счете отражаются те расходы, которые на момент возникновения уже связаны с производством, однако их нельзя связать с отдельным объектом затрат.
Если запуск нового направления производства связан с одним основным средством, то подготовительные расходы не что иное, как затраты на наладку, монтаж, пробные запуски. Их осуществляют с целью доведения основных средств до состояния, пригодного для использования. Понесенные расходы увеличивают первоначальную стоимость такого основного средства (п. 8 ПБУ 7).
Пример 5. Учет расходов на приобретение лицензии
Предприятие получило пять лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками в 2018 г., то есть на каждый РРО, расположенный в месте продажи. Оплата осуществляется поквартально равными частями (2000 грн × 5 = 10 000 грн). Общая стоимость - 40 000 грн (8000 грн × 5 = 40 000 грн) (табл. 5).
Таблица 5
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Перечислена оплата за лицензии на I квартал (2 000 грн × 5 = 10 000 грн) | 371 | 311 | 10 000 |
2 | Отражена стоимость ежеквартальных лицензий в составе расходов будущих периодов | 39 | 631/685 | 10 000 |
3 | Отражен зачет задолженности | 631/685 | 371 | 10 000 |
4 | Списана квартальная стоимость лицензий в течение I квартала (в январе — марте 2018 г., то есть 10 000 грн : 3 мес. = 3 333,33 грн) | 93 | 39 | 3 333,33 |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Налоговый кодекс - Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ПБУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.
ПБУ 8 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10. 99 г. № 242.
ПБУ 14 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.07.2000 г. № 181.
ПБУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.
Инструкция № 291 - Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291.
Методрекомедации № 132 - Методические рекомендации по планированию, учету и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденные приказом Минагрополитики Украины от 18.05.2001 г. № 132.
Методрекомедации № 433 - Методические рекомендации по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденные приказом Минфина Украины от 28.03.2013 г. № 433
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки