Начиная с 2004 года, для назначения пенсий в общеобязательном государственном пенсионном страховании, страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Для получения страховых выплат в общеобязательном государственном социальном страховании страховой стаж в указанном порядке исчисляется с 2011 года.

Периоды, за которые в реестре отсутствуют данные об уплате единого социального взноса, не учитываются и застрахованные лица теряют страховой стаж для назначения пенсий и, соответственно, не учитывается заработная плата за эти периоды. Аналогично в социальном страховании - если в расчетном периоде для страховой помощи отсутствуют уплаченные за застрахованное лицо взносы, оно не получает надлежащей в полном объеме компенсации утраченного заработка в связи со страховым случаем.

Согласно законодательству, если у страхователя есть задолженность по уплате единого социального взноса, уплаченные страхователем текущие суммы единого взноса засчитываются в счет погашения долга в порядке календарной очередности его возникновения.

С целью обеспечения законных прав застрахованных лиц, ФПУ предлагает инициировать изменения в законодательство о порядке исчисления страхового стажа и заработка для назначения пенсий и предоставления выплат в системе социального страхования при наличии у работодателя задолженности прошлых периодов по уплате единого социального взноса.

На наш взгляд, необходимо вернуть ранее действующую правовую норму статьи 254 КЗоТ Украины, отмененную в 2003 году, которая определяла, что неуплата предприятием, учреждением, организацией страховых взносов не лишает работников права на обеспечение по государственному социальному страхованию в полном объеме. Ведь вины работника в данном случае нет.

На это обращала внимание и Международная организация труда, которая в Меморандуме технических замечаний к проекту Трудового кодекса рекомендовала, чтобы в Трудовом кодексе, или в другом применимом праве социального обеспечения, было гарантировано, что невыплата обязательного государственного социального страхования работодателем не лишает работника преимуществ социального обеспечения, на которое он имел бы право, в случае если бы работодатель уплатил обязательное государственное социальное страхование.

Сейчас сторонами социального диалога разрабатывается проект Генерального соглашения на новый срок и ФПУ настаивает на включении в него положения касательно разработки Кабинетом Министров Украины соответствующих законодательных изменений по решению затронутой проблемы.

Но, в связи с тем, что данный вопрос требует немедленного решения, ФПУ в апреле 2018 года обратилась в Минсоцполитики с просьбой инициировать изменения в законодательство с целью обеспечения надлежащей защиты застрахованных лиц.

Кроме того, необходимость решения этого вопроса возбуждена в рамках сотрудничества ФПУ с Министерством юстиции Украины, в ходе которого нарабатываются меры по ускорению ликвидации задолженности по заработной плате и другим выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки