Юрий Рогачёв, канд. юрид. наук, адвокат, адвокатское бюро Рогачёва Что делать, если заказчик заявляет о том, что груз пришёл в ненадлежащем виде? Какие действия можно предпринять для уменьшения финансовых потерь, оплаты штрафов, убытков?

Ответы на такие вопросы во многом определяются непосредственно условиями договора, но существуют правила, выполнение которых позволит перевозчику, экспедитору минимизировать либо вообще исключить необоснованные претензии заказчика. Рассмотрим некоторые из них.

«Закрывайте» CMR

Как бы ни складывалась ситуация с порчей груза, транспортная накладная должна быть «закрыта», т.е. должна отображать доставку по адресу и принятие груза уполномоченным лицом. Такое правило важно помнить в случае, когда, например, порча груза выявлена при «растаможке» груза и его планируют везти на утилизацию, при этом соответствующие отметки о доставке надлежащему грузополучателю не ставятся. Обращаем внимание, что согласно Конвенции (КДПГ), грузополучатель обязан принять груз, в каком бы он состоянии ни был, что не лишает его права заявить о порче, недостаче.

Не следует забывать о том, что в случае, если перевозчик не признаёт свою вину в порче груза, без «закрытой» CMR в соответствии с условиями перевозки, доказывать отсутствие вины и претендовать на оплату услуг перевозки будет гораздо сложнее.

Аргументы ЗА и ПРОТИВ, или если «имеете что сказать»

Если выявлена порча, недостача груза и у вас есть своё понимание причин возникновения этих негативных событий, вы должны действовать. Главное отобразить своё мнение в составляемых документах, максимально аргументировав его. Такими документами могут быть акт о недостаче, порче, акт экспертизы ТПП.

Важно помнить, что отказ в подписании актов либо подписание без указания соответствующих мотивов несогласия - это заведомо документы, которые в дальнейшем будут работать против вас. Занимайте активную позицию, при необходимости заявляйте о проведении своих экспертных оценок и проверок, требуйте от грузополучателя возможности их проведения и фиксируйте такие заявления в документах. Если придерживаться такой тактики, вы будете получать больше возможностей и материала для разрешения вопроса с меньшими материальными потерями.

Используйте обстоятельства, которые возлагают ответственность на заказчика

По общему правилу с момента принятия груза к перевозке, ответственность за целостность и сохранность груза возлагается на перевозчика, но с перевозчика снимается ответственность за порчу/недостачу груза, в частности если:

· установлены скрытые недостатки груза, тары либо упаковки;

· груз прибыл точно в срок с целыми пломбами, в упаковке или таре без следов нарушения;

· порча/недостача при перевозке в открытом составе произошла в результате воздействия естественных причин, например, погодных условий;

· скоропортящийся груз доставлен в контейнере в испорченном состоянии, но при этом был выдержан режим перевозки, установленный договором, и срок пребывания груза в пути не превысил установленного срока.

Этот неполный перечень показывает, что далеко не во всех случаях порчи, недостачи груза, ответственность автоматически возлагается на перевозчика. Несомненно, перевозчик является хранителем груза, но такое хранение и ответственность за него имеет свои рамки, которые очень важно понимать и отстаивать их соблюдение другими участниками.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки