Инвентаризация — прием, позволяющий получить достоверную информацию о наличии активов и обязательств предприятия, об их состоянии и стоимости, соответствии критериям признания и оценки.


Осуществлять инвентаризацию активов и обязательств обязывает предприятие и п. 1 ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

Для оптимальной организации проведения инвентаризации и урегулирования расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета рекомендуется утвердить на предприятии порядок в виде внутреннего положения о ее проведении.

В положении следует рассмотреть и утвердить следующие аспекты процесса инвентаризации:

1. Общие положения:

• термины;
• объекты и виды инвентаризации;
• обязательность проведения инвентаризации;
• сроки проведения инвентаризации.

2. Общие правила проведения инвентаризации:

• создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии (при необходимости — рабочих • • инвентаризационных комиссий), описание ее задач;
• назначение инвентаризации;
• процедура оформления движения (поступление/выбытие) активов в период проведения инвентаризации;
• определение фактического наличия материальных ценностей;
• процедура проведения контрольных проверок;
• документальное оформление инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей и т.п.;
• сравнительно-аналитическая работа.

3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, таких как:

• основные средства;
• нематериальные активы;
• незавершенные капитальные инвестиции;
• запасы;
• биологические активы;
• денежные средства и их эквиваленты, бланки документов строгой отчетности;
• дебиторская и кредиторская задолженности;
• расходы и доходы будущих периодов, обеспечений и резервов;
• долгосрочные и краткосрочные финансовые инвестиции;
• прочие активы и обязательства.

4. Подведение итогов инвентаризации и отражение ее результатов в учете и отчетности:

• документальное оформление результатов инвентаризации;
• процедура урегулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.

Далее, чтобы не быть голословными, в приложении к статье приведем образец необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

Татьяна КЛЕЦОР,
директор АК «Современные технологии аудита»,
сертифицированный аудитор,
член ВПОО «Союз Аудиторов Украины»,
член профориентационной комиссии
заочного факультета ОНЭУ



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки