Инвентаризация — прием, позволяющий получить достоверную информацию о наличии активов и обязательств предприятия, об их состоянии и стоимости, соответствии критериям признания и оценки.
Осуществлять инвентаризацию активов и обязательств обязывает предприятие и п. 1 ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.
Для оптимальной организации проведения инвентаризации и урегулирования расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета рекомендуется утвердить на предприятии порядок в виде внутреннего положения о ее проведении.
В положении следует рассмотреть и утвердить следующие аспекты процесса инвентаризации:
1. Общие положения:
• термины;
• объекты и виды инвентаризации;
• обязательность проведения инвентаризации;
• сроки проведения инвентаризации.
2. Общие правила проведения инвентаризации:
• создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии (при необходимости — рабочих • • инвентаризационных комиссий), описание ее задач;
• назначение инвентаризации;
• процедура оформления движения (поступление/выбытие) активов в период проведения инвентаризации;
• определение фактического наличия материальных ценностей;
• процедура проведения контрольных проверок;
• документальное оформление инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей и т.п.;
• сравнительно-аналитическая работа.
3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, таких как:
• основные средства;
• нематериальные активы;
• незавершенные капитальные инвестиции;
• запасы;
• биологические активы;
• денежные средства и их эквиваленты, бланки документов строгой отчетности;
• дебиторская и кредиторская задолженности;
• расходы и доходы будущих периодов, обеспечений и резервов;
• долгосрочные и краткосрочные финансовые инвестиции;
• прочие активы и обязательства.
4. Подведение итогов инвентаризации и отражение ее результатов в учете и отчетности:
• документальное оформление результатов инвентаризации;
• процедура урегулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.
Далее, чтобы не быть голословными, в приложении к статье приведем образец необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.
Татьяна КЛЕЦОР,
директор АК «Современные технологии аудита»,
сертифицированный аудитор,
член ВПОО «Союз Аудиторов Украины»,
член профориентационной комиссии
заочного факультета ОНЭУ
директор АК «Современные технологии аудита»,
сертифицированный аудитор,
член ВПОО «Союз Аудиторов Украины»,
член профориентационной комиссии
заочного факультета ОНЭУ
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки