Но так или иначе. Любой из нерешенных вопросов касается какой-то отдельной группы единщиков и в целом не затрагивает остальных. Наверное, поэтому многие и не решаются, поскольку не являются глобальными. Среди нерешенных актуальных вопросов, есть один, который касается всех без исключения предпринимателей на едином налоге. Это тема «миграции» единщиков из одной группы плательщиков единого налога – в другую группу.
Как оказалось, многие предприниматели, которые решили со второго квартала перейти из третьей группы предпринимателей – единщиков во вторую – получили отказ в переходе. Отказ налоговиков основан на том, что такой переход из третьей группы во вторую в Налоговом Кодексе не предусмотрен и все. Такой же ответ можно услышать и в консультационном центре налоговой. Как быть в такой ситуации? Ответа нет.
Официальное разъяснение налоговой службы по данному вопросу отсутствует. Что ж, остается обратиться к Налоговому Кодексу. Смена группы единого налога предусмотрена в п. 293.8 Налогового Кодекса, а именно:
- переход с 1-й группы во 2-ю, 3-ю или на общую систему налогообложения из-за превышения разрешенного объемы выручки;
- переход со 2-й группы в 3-ю или на общую систему налогообложения из-за превышения разрешенного объемы выручки;
- переход с 3-й группы на общую систему налогообложения из-за превышения разрешенного объемы выручки.
В п. 293.8 Налогового Кодекса установлены случаи обязательного перехода. Последствиями такого перехода есть то обстоятельство, что к сумме превышения предельного объема дохода, установленной для каждой группы, применяют повышенную ставку единого налога в размере 15%. В таком случае заявление на переход в другую группу подается не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода.
Очевидно, что все случаи смены группы предполагают смену групп только в одном направлении - с меньшей на большую. Направление миграции предусматривает только увеличение налоговой нагрузки и является не правом, а обязанностью предпринимателя. Иными словами законодательством разрешена только обязательная миграция с увеличением налоговой нагрузки. Миграция предпринимателей в обратном направлении - с большей группы на меньшую группу, Налоговым Кодексом не предусмотрена. Хотя прямой запрет на такой переход в Кодексе отсутствует. Ситуация по-видимому не попала в поле зрения законодателей, остается только гадать – сознательно или по непредусмотрительности.
Парадоксальным по данному вопросу остается следующая ситуация: почему тогда добровольная миграция (не из-за нарушений объемов и т. д., а по собственному желанию) с меньшей группы на большую группу не попадает под запрет по причине отсутствия соответствующих норм в Налоговом Кодексе? Ведь норм по добровольному переходу с меньшей группы на большую группу также не предусмотрен в Кодексе. Очевидно, что переход в сторону увеличения налоговой нагрузки имеет такую же юридическую основу, как и переход в сторону уменьшения налоговой нагрузки. Однако один переход разрешен налоговой службой без разъяснений, а второй – запрещен без комментариев.
Когда решится вопрос добровольного перехода на сегодня неизвестно. Не хочется верить, что предприниматели, однажды выбравшие себе какую-то группу, могут только увеличить налоговую нагрузку при переходе.
Многие предприниматели возлагают надежду на необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, которым предполагается внесение ряда изменений по единому налогу. Законопроект уже прошел первое чтение. Рассмотрение Верховной Радой Украины во втором чтении законопроекта №9661-д откладывается в соответствии с требованиями Закона Украины «О регламенте Верховной Рады Украины». Пока что данный законопроект стоит последним в повестке дня пленарной недели 24-27 апреля 2012 года. В случае принятия законопроекта №9661-Д в целом, как закона Украины, следует учитывать сроки его дальнейшего прохождения и введения в действие. При этом необходимо обращать внимание на выходные дни во время майских праздников, неустановленный законодательством срок подачи принятого закона на подпись Президенту Украины, установленный Конституцией Украины 15-дневный срок на подписание принятого закона Президентом Украины, обширную практику возврата принятых законов в Верховную Раду на доработку с предложениями Президента Украины (право «вето»). Поэтому возникают опасения, что законопроект №9661-Д не будет принят в целом, как закон Украины, и введен в действие до 1 июня 2012 года. Соответственно возможность перехода в другую группу даже на третий квартал 2012 г. остается под сомнением.
Если же изменений не произойдет: какой же выход у предпринимателей? Одним из выходов может быть переход предпринимателя на общую систему, а после повторный переход на единый налог с соблюдением условий перехода на желаемую группу. Все бы ничего, но менять систему налогообложения можно только один раз в году. Так что такой переход быстрым не назовешь.
Подытоживая сказанное – на сегодня миграция в сторону уменьшения налоговой нагрузки для единщиков запрещена и вряд ли будет разрешена в ближайшее время. Остается только надеяться…
Сергій Романенко
По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки