Стремление налоговиков иметь в своем распоряжении финансовую отчетность субъектов хозяйствования, которое в течение многих лет сдерживалось п.16.4 ст.16 Закона о прибыли, реализовано в НКУ даже не на сто, а, как минимум, на триста процентов. Основанием для подобного утверждения является то, что финансовая отчетность упоминается в НКУ многократно — в разных разделах и по разным поводам. Причем воспользоваться полученной возможностью, судя по всему, налоговики решили незамедлительно. Некоторые наши читатели уже получили из органов налоговой службы предупреждения о необходимости представить финансовую отчетность вместе с декларацией по налогу на прибыль за 2010 год. В связи с этим возникает несколько вопросов.
Самый главный — насколько обоснованы эти требования, если учесть, что Закон о прибыли все еще не утратил силу?
Кроме того, срок представления финансовой отчетности не совпадает со сроком представления отчетности налоговой. Нужно ли «подстраиваться» под налоговые сроки?
Если финансовую отчетность представлять все же необходимо, то в какой форме это следует делать: обязательно в электронной или можно в бумажной?
Ну и, наконец, каковы последствия непредставления финансовой отчетности в налоговый орган?

Кодекс против Закона: кто кого
Как известно, в течение I квартала 2011 года продолжает действовать Закон о прибыли, в том числе и его ст.16. Причем с 1 июля 2010 года п.16.4 указанной статьи также обязует налогоплательщиков представлять финансовую отчетность в адрес налогового органа. Правда, не всех налогоплательщиков, а только тех, которые получают доход более ста миллионов в год. И не вместе с декларацией о прибыли, а в сроки, установленные законодательством для представления именно финансовой отчетности. Аналогичная норма появилась в прошлом году и в сугубо бухгалтерском документе, не имеющем отношения к налоговому законодательству, — Порядке № 419.
Таким образом, предприятиям — «стомиллионникам» все же придется «сдаваться» налоговикам. Что касается всех остальных, то им следует обратить внимание на п.46.2 ст.46 НКУ.

Цитата
Пункт 46.2 ст.46 НКУ

Плательщик налога на прибыль представляет вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.
Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таковым в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, представляют вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.


Статья 46 является составной частью раздела II «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)». А этот раздел (в отличие от раздела III «Налог на прибыль предприятий») уже вступил в силу. Налицо очевидное противоречие между НКУ и Законом о прибыли и… прекрасная возможность протестировать на жизнеспособность принцип «презумпции правомерности решений налогоплательщика» (пп.4.1.4 ст.4 НКУ). В то же время несложно предположить, что налоговики будут, с одной стороны, «давить» на приоритет Кодекса как более позднего по дате вступления в силу документа, с другой стороны, решительно «забывать» о существовании Закона о прибыли.

Сроки, порядок, состав
Как следует из цитаты, годовую финансовую отчетность обязаны представлять все без исключения плательщики налога на прибыль (малые предприятия один раз в год, все остальные — ежеквартально). Причем представлять:
– вместе с декларацией по налогу на прибыль;
– «в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации».
Это означает, что предельный срок представления финансовой отчетности налоговому органу — 9 февраля, а если налогоплательщик сдает декларацию по налогу на прибыль раньше, то и финотчетность должна быть представлена раньше.
В то же время согласно бухгалтерскому законодательству финотчетность представляется пользователям «не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным» (п.5 Порядка № 419). Такой срок не случаен: составление финансовой отчетности — дело серьезное, требующее соответствующей подготовки.

Срок, установленный НКУ, распространяется только на одну категорию пользователей финансовой отчетности — налоговые органы. Но поскольку этот срок более ранний, субъектам хозяйствования придется ориентироваться именно на него. Можно также предположить, что в недалеком будущем будут внесены изменения в Порядок № 419, и указанные в нем сроки просто «подгонят» под требования НКУ.
Порядок представления налоговой отчетности описан в ст.49 НКУ. Среди прочего он касается и способа представления отчетности. Согласно п.49.4 указанной статьи «налогоплательщики, относящиеся к крупным и средним предприятиям, представляют налоговые декларации в орган государственной налоговой службы в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством». Однако именно в этом вопросе налоговые органы решили проявить лояльность (параллельно решив проблему собственной неготовности к полномасштабному приему отчетности в электронном виде).

Такой вывод можно сделать, ознакомившись с ответами на вопросы налогоплательщиков, размещенными в единой базе налоговых знаний на официальном сайте ГНАУ. Вот цитата из одного такого ответа: «Учитывая вышесказанное, налогоплательщики, отнесенные к крупным и средним, могут представить налоговую отчетность за 2010 год в орган ГНС на бумажных носителях». «Вышесказанное» в данном случае — это ссылки на ст.58 Конституции Украины и пп.4.4.2 ст.4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181 «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», который, как известно, с 01.01.2011 г. не действует.
И хотя статус ответов из единой базы налоговых знаний не совсем понятен, как показывает практика, местные налоговые органы не оставляют их без внимания. Важно и то, что ответ касается налоговой отчетности, ну а раз налоговую отчетность разрешают представлять в бумажном виде, значит, для финансовой отчетности такой способ представления тем более возможен (по крайней мере, в этот раз).
Те субъекты хозяйствования, которые сохранили право направлять налоговую отчетность по почте, естественно, могут направить таким же способом и финансовую отчетность.

Неоднократно упоминая финансовую отчетность, Кодекс не конкретизирует, какие именно формы финансовой отчетности должны представлять налогоплательщики налоговому органу. А поскольку состав финансовой отчетности определен Законом о бухучете, им и следует руководствоваться.

Цитата
Часть вторая ст.11 Закона о бухучете

Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных таковыми в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.


А согласно части третьей ст.11 Закона о бухучете «для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах».

Без штрафных санкций?
Анализируя формулировку п.46.2 ст.46 НКУ, необходимо обратить внимание на то, что финансовая отчетность только представляется одновременно с налоговой декларацией, но при этом она не названа налоговой отчетностью. Следовательно, те штрафные санкции, которые предусмотрены в главе 11 раздела II НКУ для нарушений, связанных с налоговой отчетностью, к финансовой отчетности применяться не должны.
Единственное нарушение, за которое предусмотрена ответственность, это — необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности в течение установленных п.44.3 ст.44 НКУ 1095 дней. За такое нарушение может быть применен штраф: сначала 510 грн., а при повторном нарушении в течение года — 1020 грн. За непредставление финансовой отчетности налоговым органам в НКУ штраф не предусмотрен. Опытные налогоплательщики уже сейчас предсказывают, что налоговики будут пытаться не принимать декларацию по налогу на прибыль без финансовой отчетности. Однако прием налоговой декларации — обязанность органа ГНС (п.49.8 ст.49 НКУ), а среди законных оснований для отказа в приеме декларации нет такого основания как непредставление финансовой отчетности.

В то же время штраф за непредставление финансовой отчетности (без уточнения, кому именно она не представлена) предусмотрен ст.1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Наказание за такое нарушение — штраф в размере от 8 (136 грн.) до 15 (255 грн.), а при повторном нарушении — от 10 (170 грн.) до 20 (340 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Подводя итог, хотелось бы отметить следующее. Несмотря на сомнительность требования представления налоговым органам финансовой отчетности уже за 2010 год и отсутствие реальной угрозы штрафных санкций, по мнению автора, все же не следует особо «зацикливаться» на этом вопросе и из-за этого идти на конфликт с налоговиками. Ведь Кодекс дает им и другие возможности получить финансовую отчетность налогоплательщиков.

По материалам "Бухгалтерия".