Защищать украинских предпринимателей от злоупотреблений госорганов теперь будет бизнес-омбудсмен — Альгирдас Шемета. Он — бывший еврокомиссар по вопросам финансового программирования и бюджета, дважды министр финансов Литвы.

Совет бизнес-омбудсмена Кабмин сформировал еще 26 ноября 2014 г. постановлением №691 для увеличения прозрачности деятельности государственной власти и пресечения корруп­ционных схем.

Институт омбудсмена был создан по инициативе международных организаций, таких как ЕБРР, Американская торговая палата, Европейская Бизнес Ассоциация.

В штате офиса — 15 человек — руководство, расследователи, администрация. Заместителями г-на Шеметы стали Татьяна Короткая и Ярослав Григорчук — специалисты с западным образованием. Контролировать работу офиса будет наблюдательный совет из трех человек: по одному от украинского правительства, международных финансовых организаций и бизнес-объединений.

Заниматься офис бизнес-омбудсмена будет в первую очередь жалобами предпринимателей на незаконные действия и бездействие государственной власти, местного самоуправления, госкомпаний или чиновников.

Жалобы будут приниматься только на госорганы и непосредственно связанные с ними компании. Споры между частными бизнес-структурами офис омбудсмена рассматривать не будет, как и жалобы на действия, совершенные более года назад. Совет бизнес-омбудсмена — орган досудебный, и он не возьмется за дело, если оно находится в суде или арбитражной инстанции.

Содержание офиса бизнес-омбудсмена обойдется в EUR1,5 млн в год. Средства предоставят международные доноры. Мультидонорский счет ЕБРР был открыт в 2014 г. для создания благоприятных условий ведения бизнеса в Украине и улучшения инвестиционной привлекательности.

Основные доноры: Великобритания, США, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Германия, Япония и Нидерланды. По словам г-на Шеметы, финансирование на два года вперед они уже предоставили. Вполне возможно, что в дальнейшем будут предусмотрены расходы на содержание офиса из украинского бюджета.

Услуги офиса омбудсмена бесплатны. А предоставленная “жалобщиком” информация — строго конфиденциальна. Обратиться к бизнес-адвокату может любая компания, субъект предпринимательской деятельности, работающие в Украине.

Если злоупотребления чиновника или ведомства будут подтверждены специалистами офиса, офис омбудсмена обратится к госоргану с рекомендацией рассмотреть жалобу и принять соответствующие меры.

Срок рассмотрения жалобы офисом — три месяца с момента подачи. После чего документ должен пройти четыре этапа: предварительная оценка, собственно рассмотрение, решение и мониторинг выполнения рекомендаций офиса госструктурой-нарушителем.

Как подать жалобу
на действия госоргана в офис бизнес-омбудсмена

Шаг 1.

Проверка критериев соответствия жалобы требованиям офиса

Жаловаться можно, если:
- вы не аноним;
- это не жалоба на частный бизнес;
- нет судебного решения по вашей жалобе;
- незаконному действию госоргана меньше года;
- вы направили официальное административное письмо-обжалование в один из госорганов.

Шаг 2.

Направление документов

Есть три варианта подачи жалобы (сути жалобы и сопроводительных (подтверждающих) документов):

- через электронную форму на веб-сайте Совета бизнес-омбудсмена: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки;
- на почтовый адрес: ул.Спасская, 30а, Киев 04070, Украина;
- нарочным (нужно распечатать форму для подачи жалобы с сайта бизнес-омбудсмена).

Этапы рассмотрения жалобы Предварительная оценка жалобы (ответ заявителю через 10 рабочих дней)

- Рассмотрение жалобы (в течение трех месяцев)
- Принятие решения по жалобе — рекомендации госорганам по исправлению ситуации
- Мониторинг выполнения рекомендаций омбудсмена (постоянно)

Чиж Алла

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки