- Назначение, способы создания, возможные типы значений
- Способы определения плана счетов на этапе конфигурирования и эксплуатации системы
- Рекомендации по определению подмножеств счетов, вводимых на этапе конфигурирования и на этапе использования конфигурации
- Структура и характеристики бухгалтерского счета. Атрибуты счета, способы их определения и последующего использования при ведении бухгалтерского учета
- Понятие субсчета. Создание многоуровневых иерархических структур бухгалтерских счетов
- Многоплановость счетов в системе автоматизации бухгалтерского учета. Способы организации ведения бухгалтерского учета одновременно в нескольких планах счетов. Примеры эффективного использования нескольких планов счетов в системе автоматизации бухгалтерского учета.
- Понятие разделителя учета. Организация ведения учета в единой базе данных для нескольких предприятий (организаций).
Назначение, способы создания, возможные типы значений
План счетов — это агрегатный объект метаданных, который определяет характеристики используемых в учете бухгалтерских счетов и, соответственно, структуру бухгалтерских итогов.
План счетов — основной объект метаданных для компоненты «Бухгалтерский учет». Как только в системе появляется хотя бы один объект вида «План счетов», так сразу в список документов добавляется документ «Операция», а также появляется возможность указывать для документов принадлежность к компоненте «Бухгалтерский учет». Т.е. пока в системе нет планов счетов, практически никакая работа с объектами бухгалтерского учета невозможна.
Способы определения плана счетов на этапе конфигурирования и эксплуатации системы
Объекты вида «План счетов» очень сходны с объектами метаданных вида «Справочник». И план счетов, и справочник хранят список однотипных объектов. Объекты плана счетов и объекты справочников могут использоваться в качестве значений в других объектах. И для плана счетов и для справочника можно определять набор доступных для заполнения реквизитов. Однако между ними имеются и очень существенные различия:
- Используемые реквизиты. В случае справочников набор реквизитов задается для каждого справочника отдельно. В случае планов счетов набор реквизитов определяется сразу для всех планов счетов. Это связано с тем, что для каждого справочника создается отдельная таблица базы данных. А разные таблицы могут иметь и различную структуру. Все же планы счетов хранятся в одной таблице базы данных. Поэтому все планы счетов имеют одинаковый набор реквизитов.
- Форма списка и форма элемента (счета). Аналогично предыдущему пункту набор форм списка для справочников задается отдельно для каждого справочника, тогда как для планов счетов набор форм списка одинаков для всех планов счетов. Также обстоит дело и с формой элемента (счета). Форма элемента задается для каждого справочника отдельно, и одна для всех планов счетов.
- Предопределенные элементы (счета). В отличие от справочников, планы счетов могут иметь предопределенные в «Конфигураторе» элементы. Если же такая потребность возникает при использовании справочников (например, для справочника «Ставки НДС»), то приходится использовать различные обработки, которые запускаются либо автоматически при первом запуске системы, либо вручную пользователем, и добавляют в справочник требуемые элементы. Предопределенные счета не могут удаляться пользователем конфигурации, допускается только изменение некоторых реквизитов.
Рекомендации по определению подмножеств счетов, вводимых на этапе конфигурирования и на этапе использования конфигурации
На этапе конфигурирования необходимо создавать только те счета, которые необходимы для нормальной работы конфигурации. Например, для расходной накладной необходимо наличие бухгалтерских счетов для учета НДС, для документов учета амортизации ОС — счетов учета поступления и амортизации ОС и т.д. Т.е., если пользователь сможет удалить эти счета из базы данных, то это приведет к неработоспособности вышеуказанных документов. Если же от наличия/отсутствия каких-либо счетов функциональность системы не нарушается, то наиболее подходящее место их определения — база данных.
Структура и характеристики бухгалтерского счета. Атрибуты счета, способы их определения и последующего использования при ведении бухгалтерского учета
Пределы, в которых может меняться структура бухгалтерского счета, устанавливаются в свойствах объекта метаданных «Планы счетов», который является родительским для всех планов счетов конфигурации. При этом для всех счетов всех планов счетов можно устанавливать следующие параметры:
- Максимальная длина кода счета.
- Длина наименования счета.
- Набор реквизитов счета.
- Количественный учет — только по аналитике или также и по счету в целом.
- Максимальное количество субконто.
- Настройки валютного учета.
- Настройки представления счета.
В соответствии с вышеуказанными пределами можно добавлять счета и корректировать их свойства. Эти свойства (атрибуты) следующие:
- Код счета.
- Наименование счета.
- Признак валютного учета, при помощи установки которого можно разрешить ведение валютного учета по данному счету. При ведении валютного учета для проводок можно будет заполнять такие реквизиты, как «Валюта» и «Валютная сумма». Расчет рублевой суммы будет производиться системой автоматически в соответствии с настройками валютного учета. Также по счету может производиться накопление бухгалтерских итогов по реквизиту «Валютная сумма».
- Признак количественного учета, при помощи установки которого можно разрешить ведение количественного учета по счету. При ведении количественного учета для проводок будет доступен реквизит «Количество» и, соответственно, по данному счету может производиться накопление бухгалтерских итогов по этому реквизиту.
- Признак забалансового счета. При помощи данного признака можно разделить счета на две различные группы. Система при обращении к бухгалтерским итогам позволяет ограничиться рассмотрением итогов только по одной из этих групп или же позволяет получать итоги по всем счетам. В конфигурациях для автоматизации российского бухгалтерского учета признак забалансового устанавливается тем счетам, наличие которых не регламентировано законодательством и которые являются служебными (вспомогательными).
- «Активность» счета. При помощи данного реквизита устанавливается тип счета: активный, пассивный или активно-пассивный.
- Субконто 1 — Субконто 5. В каждый из этих реквизитов можно в качестве значения поместить ссылку на один из объектов метаданных вида «Вид субконто», тем самым включив по счету аналитический учет в разрезе указанного вида субконто. При выборе вида субконто также имеется возможность указания, какие итоги должны накапливаться по этому виду субконто:
- Только обороты. В этом случае итоги будут накапливаться только в виде прихода/расхода за период. Получение остатка на заданную дату будет невозможно. Данный способ накопления итогов позволяет ускорить запись проводок в базу данных.
- Учет по сумме. Этим признаком устанавливается накопление итогов по реквизиту проводки «Сумма».
- Учет по валютной сумме. Признак доступен только для счетов, которым установлен признак валютного учета. Этим признаком устанавливается накопление итогов по реквизиту проводки «Валютная сумма».
- Учет по количеству. Признак доступен только для счетов, которым установлен признак количественного учета. Этим признаком устанавливается накопление итогов по реквизиту проводки «Количество».
Дополнительные реквизиты счета. Данные реквизиты заполняются только в режиме запуска «1С:Предприятие». Это правило действительно также и для счетов, которые определяются в «Конфигураторе».
Украинский 1С форум: всё про 1С 8.3, 1С 8.2, 1С 8.1, 1С 8.0, 1С 7.7
https://pro1c.org.ua