Возможности государственного бюджета пока не позволяют повысить минимальную зарплату до 4200 грн, об этом свидетельствуют оперативные данные, рассказал [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] заместитель министра финансов Сергей Марченко
Министерство финансов уже активно занимается подготовкой проекта государственного бюджета на следующий предвыборный год. Министерство собирает информацию и запросы от распорядителей бюджетных средств. В ведомстве обещают, что декларация по основным направлениям бюджетной политики на следующие три года будет представлена на рассмотрение Кабмина в течение месяца - до 15 мая. О показателях следующего госбюджета, о "потолке" расходов и прогнозы по доходам пока говорить еще рано. Поэтому Delo.UA пообщалось с заместителем министра финансов Сергеем Марченко о возможном внесении изменений в бюджет этого года. В частности, о том, есть ли возможность повышать минимальную зарплату, сколько на это нужно дополнительных средств, а также о возможном расширении расходов на субсидии для населения. О повышении минимальной зарплаты до 4200 грн На сегодняшний день оперативные данные Госказначейства по итогам I квартала 2018 года свидетельствуют о том, что мы не имеем возможности повысить минимальную зарплату
(госбюджет-2018 обязал Минфин в апреле рассмотреть возможность повысить минимальную зарплату с 3723 грн до 4200 грн - Ред.). По итогам трех месяцев в госбюджет поступило 193,6 млрд. грн. это 96,9% от утвержденного показателя на первый квартал 2018 года (роспись 199,7 млрд. грн). То есть госбюджет недополучил 6,1 млрд. грн.
Если бы мы с апреля повысили минимальную зарплату до 4200 грн в месяц, нам нужно было бы расширить расходы бюджета на этот год минимум на 13 млрд. грн. И это минимальная сумма, которая нужна только на повышение «минималки» - без учета повышения должностного оклада работника I тарифного разряда единой тарифной системы.
Повышение минималки до 4200 грн обошлось бы бюджету в сумму от 13 до 30 млрд. грн.
Если же учесть повышение тарифного разряда в соотношении к "минималке", будем иметь дополнительную потребность в расходах на 2018 год у 30 млрд грн.
О высокой учетной ставке Жесткая монетарная политика Нацбанка влияет на возможности Минфина (
НБУ за полгода повысил учетную ставку с 12,5% до 17% - ред.). Во-первых, из-за высокой учетной ставки мы вынуждены заимствовать средства под более высокий процент. Для нас это дополнительные расходы, более дорогое обслуживание государственного долга. Во-вторых, кредитование экономики происходит более медленными темпами, а рост экономики замедляется.
Минфин через жесткую политику Нацбанка "not happy".
Инфляция - это зона ответственности Национального банка и он действительно должен ее держать в рамках. Но с точки зрения экономической политики, которая должна быть направлена на обеспечение экономического роста, в общем, монетарная политика НБУ вызывает много вопросов…
О задержках с выплатой субсидий С начала года мы погашали долги за предыдущий год по выплате субсидий. По долгам 2017 года по субсидиям Минфин заплатил 27 млрд. грн.
В марте перечислили субвенцию на погашение кредиторской задолженности за январь и февраль полностью по льготам и субсидиям водоснабжения и водоотведения, электрической энергии и квартирной платы.
В этом году мы заплатили от 27 млрд. грн по долгам 2017 года.
Конечно, все хотят средства уже и сейчас. Но Минфин действует в пределах помесячной росписи расходов госбюджета.
С начала года мы выплатили субсидий на сумму 33,6 млрд. грн (в том числе по долгам предыдущего года), то есть почти половину годовых назначений (в год на субсидии в госбюджете предусмотрено 71 млрд. грн - Ред.).
Но эту цифру нужно понимать правильно: самые большие начисления именно в отопительный сезон, и мы их уже закрыли. Уже рассчитались за октябрь-декабрь прошлого года, частично рассчитались за январь и февраль. Осталось закрыть кредиторскую задолженность за февраль по субсидиям за газ и тепло в сумме 11,3 млрд. грн. Сумма начислений за март будет известна позже.
В мае-июне мы полностью рассчитаемся за отопительный сезон 2017-2018 гг. И в новый сезон войдем без долгов. Сколько средств из запланированных 71 млрд. грн останется на новый отопительный сезон - сейчас трудно сказать.
Если будет повышение тарифов на газ, средств, безусловно, не хватит.
Кредиторская задолженность на конец года будет однозначно за начислениями в декабре, подлежащих оплате в январе. Однако есть механизмы недопущения ее роста, которые Минфин однозначно будет употреблять. Это, например, перераспределение расходов между программами или внесения изменений в бюджет в случае перевыполнения доходов по итогам 3 кварталов текущего года
О сотрудничестве с Международным валютным фондом Мы в Минфине должны быть, как акробаты: должны и получить от МВФ положительное решение о транше, и не расширять при этом несбалансированные расходы бюджета (из-за повышения тарифов, на котором настаивает МВФ - Ред.).
Если будет повышение тарифов, нужны будут дополнительные расходы. Мы не являемся сторонниками роста несбалансированных расходов. С другой стороны, мы понимаем, что требования МВФ должны быть реализованы. Чтобы продолжить программу, будет найдено компромиссное решение.
Это может быть частичное поднятие или пересмотрена формула тарифообразования. Я пока не готов сказать, какое именно решение. Но переговоры, безусловно, нужно продолжать.
Мы планируем выходить на внешние рынки заимствований, а без МВФ это будет стоить дорого, если это вообще возможно.
О планировании госбюджета на три года К сожалению, Верховная Рада в марте не смогла одобрить технический законопроект о среднесрочном бюджетном планировании, который бы позволил заложить бюджетные параметры на следующие три года. Я бы сказал, что это был просто сбой - в Парламенте просто было критически мало депутатов. Мы набрали недостаточно голосов в коалиционных фракциях Рады, хотя документ поддержали во "Самопомощи" и в Радикальной партии.
Сейчас мы уже провели новый аналогичный [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] через заседание Правительства. Мы учли все предложения Бюджетного комитета. И мы убеждены, что документ поддержат в Раде. Мы сделаем все возможное, чтобы он прошел.
В любом случае, для нас важным является полноценное внедрение среднесрочного бюджетирования на постоянной основе и на всех уровнях бюджетной системы. Для этого мы разработали еще два масштабных проекта законов - [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки] и [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]. Это комплексные системные изменения в Бюджетный кодекс, которые обеспечат полный переход к трехлетней перспективе бюджетного планирования. Я уверен, что в Верховной Раде тоже найдется поддержка таких важных для страны изменений. И новый эффективный механизм управления бюджетным процессом станет необратимым.
Автор:
Ирина Гудзь По материалам: [необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки]