Сегодня, 10.12.2020, вступает в силу Закон Украины «О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» № 1071-IX от 04.12.2020 (далее - Закон).

Данным Законом предусмотрен ряд мероприятий, направленных на поддержку застрахованных лиц и помощь субъектам хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, среди которых, в частности продление сроков действия договоров аренды государственного и коммунального имущества, продление сроков действия лицензий заведений общественного питания на розничную торговлю алкогольными напитками на период карантина, а также в течение определенного времени после его окончания.

Однако, ключевым и наиболее ожидаемым для большинства граждан и предприятий вопросом является вопрос о возможности получения социальной поддержки в размере 8 000 гривен, о которой слышали все, но до конца не понимали, кому удастся получить данные выплаты, а кому - нет.

И вот, наконец-то, законодатель ответил на некоторые вопросы касательно условий и порядка получения такой помощи.

Для начала важно отметить, что законом предусмотрены три формы социальной поддержки:

  1. Единоразовая материальная помощь застрахованным лицам (наемным работникам в связи с потерей части заработной платы и ФЛП в связи с потерей части дохода).
  2. Единоразовая материальная помощь субъектам хозяйствования (юридическим лицам) для сохранения рабочих мест - с целью выплаты такой помощи наемным сотрудникам.
  3. единоразовая компенсация субъектам хозяйствования (юридическим лицам), с целью возмещения расходов, понесенных на уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Разберемся более детально с каждой из них.

1.


Итак, застрахованные лица имеют право на получение материальной помощи при соблюдении ряда условий. Рассмотрим отдельно условия для наемных работников и ФЛП.

Физическое лицо – наемный работник должно быть:

  • наемным работником предприятия, основной вид экономической деятельности которого заявлен первым в сведениях из ЕГР по состоянию на 31 октября 2020 года и который входит в Перечень основных видов экономической деятельности, в отношении которых осуществляются ограничительные противоэпидемические мероприятия, связанные с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), приводящие к временной остановке работы субъектов хозяйствования;
  • За такого наемного работника должен быть начислен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование за третий квартал 2020 года;
  • Работник не должен быть оформлен по совместительству;
  • Средняя заработная плата работника не должна превышать 30 тыс. гривен в месяц. При этом для исчисления средней заработной платы учитываются все месяцы третьего квартала 2020 года.
Физическое лицо-предприниматель должно быть:

  • ФЛП, основной вид экономической деятельности которого заявлен первым в сведениях из ЕГР по состоянию на 31 октября 2020 года и который входит в Перечень основных видов экономической деятельности, в отношении которых осуществляются ограничительные противоэпидемические мероприятия, связанные с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), приводящие к временной остановке работы субъектов хозяйствования;
  • государственная регистрация ФЛП на дату вступления в силу Закона должна составлять не менее трех месяцев;
  • ФЛП на дату вступления в силу Закона должен уплатить в 2020 году единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование за себя не менее чем за три месяца;
  • ФЛП не может быть наемным работником и физическим лицом - предпринимателем одновременно;
  • предпринимательская деятельность ФЛП на дату вступления в силу Закона, по данным ЕГР не должна быть прекращена.
Перечень основных видов экономической деятельности, в отношении которых осуществляются ограничительные противоэпидемические мероприятия, связанные с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), приводящие к временной остановке работы субъектов хозяйствования, определяется Кабинетом Министров Украины (соответствующего постановления КМУ пока нет, однако предварительный перечень видов деятельности ранее был анонсирован Минцифры).

Выплата единоразовой материальной помощи застрахованным лицам осуществляется на основании заявлений застрахованных лиц, представленных ими в электронной форме с использованием Единого государственного веб-портала электронных услуг.

В заявлении о выплате единовременной материальной помощи застрахованным лицам отмечается:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, его дата рождения, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
  • адрес места жительства;
  • подтверждение соответствия застрахованного лица положениям настоящего Закона;
  • номер банковского счета для выплаты единовременной материальной помощи - по стандарту IBAN.
Перечисление средств для выплаты единовременной материальной помощи застрахованным лицам осуществляется Пенсионным Фондом Украины, в рассрочку по спискам, предоставленным Минцифры, в пределах сумм, поступивших от главного распорядителя соответствующей бюджетной программы, не позднее следующего операционного дня после их поступления.

Порядок представления и форма заявления о выплате помощи, порядок формирования и проверки сведений, а также порядок перечисления и сроки предоставления помощи, ее возврат и взыскание в случае подачи застрахованным лицом недостоверных данных устанавливаются Кабинетом Министров Украины.



2.


Субъекты хозяйствования - юридические лица, которые на дату вступления в силу Закона вынужденно сократили или могут сократить предусмотренную законодательством продолжительность рабочего времени работников, в том числе из-за простоя после внедрения карантина, по их обращению могут получить единоразовую материальную помощь для выплаты таким работникам.

Размер такой помощи определяется пропорционально рабочему времени работника, которое было сокращенно или которое планировалось сократить, в том числе из-за простоя, и не может превышать восьми тысяч гривен на одного работника.

При этом, единоразовая помощь не предоставляется:

1) за наемных работников:

  • которые на дату обращения работают у работодателя и за которых работодателем уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование менее чем за все месяцы третьего квартала 2020 года;
  • которые работают у работодателя по совместительству.
2) субъектам хозяйствования:

  • период с даты государственной регистрации которых до вступления в силу Закона составляет менее трех месяцев;
  • которые на дату вступления в силу Закона получают помощь по частичной безработице и/или пособие по частичной безработице на период карантина в соответствии с Законом Украины "О занятости населения";
  • деятельность которых на дату вступления в силу Закона, по данным ЕГР, приостановлена, находится в состоянии прекращения или банкротства.
Для получения материальной помощи, субъект хозяйствовантя должее обратиться с заявлением в территориальный центр занятости населения по месту своего нахождения. Заявление может быть подано в том числе в электронной форме через Единый государственный веб-портал электронных услуг .

Порядок и сроки предоставления единовременной материальной помощи субъектам хозяйствования, расчет ее размера, взыскание, форма заявления и перечень документов, представляемых субъектом хозяйствования, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.



3.


Субъекты хозяйствования имеют право на получение единоразовой компенсации, в случае если по состоянию на 31 октября 2020 их основной вид экономической деятельности относился к Перечню видов экономической деятельности, в отношении которых осуществляются ограничительные противоэпидемические мероприятия, связанные с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), приводящие к временной остановке работы субъектов хозяйствования.

Для реализации права на получение единоразовой компенсации субъект хозяйствования должен подать в электронном виде заявление в налоговый орган по месту учета в качестве плательщика единого взноса.

Сумма единоразовой компенсации субъекту хозяйствования рассчитывается как среднее значение уплаченных субъектом хозяйствования сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за десять месяцев, предшествовавших вступлению в силу Закона.

Расчет суммы компенсации осуществляется налоговым органом путем деления суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, уплаченной за десять месяцев, предшествовавших вступлению в силу Закона, на десять.

Единоразовая компенсация субъекту хозяйствования не предоставляется, если у такого субъекта хозяйствования на дату вступления в силу Закона есть текущая задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Единоразовая компенсация предоставляется юридическим лицам, предпринимательская деятельность которых на дату вступления в силу Закона, по данным ЕГР, не прекращена.

Порядок предоставления единоразовой компенсации субъектам хозяйствования, форма заявления на получение единоразовой компенсации субъектам хозяйствования, порядок формирования и ведения Реестра получателей компенсации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.



Теперь, рассмотрев все три формы предоставления материальной помощи, мы имеем общее понимание о том, кто может получить материальную помощь, условия ее получения и размер, а также куда обращаться для ее получения.

Законодатель предоставил КМУ трехдневный срок для принятия соответствующих постановлений, детализирующих порядок и условия, установленных законом, так что, вероятно, к концу этой недели, мы узнаем о материальной помощи и компенсации более подробно.



И напоследок стоит отметить, что законом не установлен конкретный срок, на протяжении которого застрахованные лица и субъекты хозяйствования могут обратиться с заявлением для получения помощи, однако Министерство социальной политики на своем официальном сайте сообщило, что заявления можно будет подать в срок до 21.12.2020 включительно.

А значит, осталось совсем немного времени, чтобы детально проанализировать все нормативные акты, сопоставить их условия с фактами реальной жизни и понять, у кого есть реальные основания для получения помощи. Ведь в случае предоставления лицом недостоверной информации, придётся вернуть полученную помощь в полном объеме.





По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки