Сергей Верланов, экс-глава Государственной налоговой службы Украины, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

На прошлой неделе в правительственном квартале было жарко. Представители бизнеса и некоторых общественных организаций почти ежедневно собирались под стенами Верховной Рады с требованием к народным избранникам отменить «тотальную фискализацию».

Ситуация едва не вышла из-под контроля, когда во вторник депутаты уже второй раз не смогли отсрочить обязательное применение РРО (регистраторов расчетных операций) для предпринимателей-упрощенцев.

Вопрос комплексного учета операций с помощью РРО назревал давно и каждый раз откладывался до «лучших» времен. Это одна из непопулярных реформ, на которые не решалась ни одна власть, пока монобольшинство в сентябре 2019 не проголосовало за Закон 129-ІХ, предусматривающий фискализацию операций ФЛП 2−4 групп. В рамках «антиковидного» пакета законов в поддержку бизнеса, обязательное применение РРО было перенесено и теперь должно стартовать с 1 января 2021 (вместо октября 2020) для «рисковых групп», и с 1 апреля 2021 (вместо 1 января) для всех остальных.

Однако это не решило проблему, а только отложило ее. Протестное движение набирает обороты, и пока компромисса не видно. Общественные движения, представляющие интересы ФЛП, требуют полной отмены фискализации для всех видов деятельности, включая рисковые, что, очевидно, не воспринимается не только властью, но и значительной частью общественности.

Давайте рассмотрим эту ситуацию на обычном примере. Сегодня наемные работники платят в бюджеты разных уровней около 19,5% налогов от размера своей зарплаты. Работодатели, в том числе малый и средний бизнес, который не работает через ФЛП, платит еще 22% от зарплаты работника в виде соцплатежей (не считая других налогов).

Возникает вопрос, как конкурировать с компаниями, которые «поделились» на сотни ФЛП, которые платят 5% ЕН и плюс тысячу гривен ЕСВ при годовом обороте 5−7 млн на каждого ФЛП и при этом отказываются вести учет своей деятельности?

Чтобы решить эту проблему, ее необходимо разделить на две части. Нужно разграничивать настоящий микробизнес, который действительно нуждается в поддержке и особом режиме, от малого и среднего бизнеса, который сознательно уклоняется от налогов посредством «псевдофопов».

Одно дело, когда ФЛП занимается розничной торговлей на рынках или самозанятое лицо предоставляет какие-то услуги населению, и совсем другое, когда через ФЛП работает фешенебельный ресторан, супермаркет электроники, сеть аптек или большой интернет-магазин. Поэтому и подходы к фискализации по этим группам должны быть разными.

Попытка государства «заработать» на семейных микробизнесах и самозанятых лицах, возможно, обоснована для развитых стран Запада, но в наших условиях принесет больше вреда, чем пользы. Да, они платят меньше налогов, но при этом обеспечивают свои семьи и не просят финансовой помощи от государства. То есть их важность заключается не в фискальной, а в социальной плоскости.

Зато продолжение работы среднего бизнеса «в черную» с использованием схемы ФЛП является очевидным злоупотреблением и несет много рисков: это и разрушение честной конкуренции, и недопоступления в бюджет, и подпитка налоговых махинаций. Например, печально известные скрутки НДС, объем которых, по информации народных депутатов, сегодня составляет около 4,5−5 млрд грн ежемесячно, были бы невозможны без продажи товаров за «черный» кэш через ФЛП.

Не следует забывать также и о всех украинцах, о праве каждого покупателя на фискальный чек. Ведь только при его наличии мы как потребители сможем защитить и отстоять свои интересы.

По моему мнению, это очень весомые аргументы в пользу изменений. Однако этот процесс осложняют не только недобросовестные бизнесмены и их лоббисты, но и слабая коммуникация государственных органов. Некоторые предприниматели до сих пор не представляют, как будет работать система, что делать, если произойдет сбой программы или исчезнет интернет. Есть и те, кто убежден, что за обслуживание программного РРО нужно будет платить, хотя уже сейчас оно доступно всем налогоплательщикам бесплатно. Именно отсутствие качественной просветительской работы со стороны соответствующих органов власти дает пространство для искажений и манипуляций.

Итак, фискализация так называемых рисковых групп является необходимым условием детенизации экономики и обеспечения в ней здоровой конкуренции. Отели, рестораны, продавцы лекарств, электроники, «ювелирки» должны использовать РРО и выдавать клиентам фискальные чеки.

По срокам введения закона в действие, то если отели и рестораны, действительно пострадавшие от пандемии, могут претендовать на отсрочку, то оснований для отсрочки введения РРО для, например, интернет-торговли мобильными телефонами я не вижу никаких.

Вместе с этим компромисс со стороны государства в отношении других видов деятельности не только возможен, но и необходим. Мы уже увидели, что государство сегодня способно обеспечить работой и социальными гарантиями тех микропредпринимателей, которые могут потерять заработок вследствие этих изменений. Поэтому говорить надо не о переносе фискализации всех ФЛП 2−4 групп на несколько месяцев, а, скорее, о начале нового диалога. По моему мнению, государство должно предоставлять дополнительные стимулы для упрощенцев, которые переходят на новые правила, использовать не только кнут, но и пряник.

Тем более, что на практике жесткие методы и отказ от диалога в Украине не работают. Лучше двигаться маленькими шагами, учитывая интересы всех сторон, чем принять радикальную реформу, а затем умножить ее на ноль под давлением улицы и политических оппонентов. Правда, желание и умение вести реальный диалог необходимо с обеих сторон. И это касается не только фискализации.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки