Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отработавших на них более 5 дней, в том числе и на лиц, являющихся собственниками (совладельцами) предприятий, сельских (фермерских) хозяйств, сезонных, временных и внештатных работников при условии, что они подлежат государственному социальному страхованию (ст. 48 КЗоТ).

Трудовые книжки не ведутся на работников, работающих на условиях трудового договора у предпринимателей, не имеющих статуса юридического лица, а также в обслуживании отдельных граждан (домработницы, няни, водители, охранники и др.). Их работа подтверждается справкой организации, с участием которой был заключен трудовой договор между нанимателем и работником, а также справкой об уплате взносов в Фонд государственного социального страхования.

На лиц, работающих по совместительству, трудовые книжки ведутся только по месту основной работы (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная совместным приказом Министерства труда, Министерства юстиции, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.93 г. № 58).

Работники, которые приступают к работе, обязаны предъявить собственнику или уполномоченному им органу трудовую книжку, оформленную в введенном порядке.

Лица, которые устраиваются на работу впервые, обязаны предъявить паспорт, диплом или другой документ об образовании или профессиональной подготовке, а военнослужащие, уволенные из состава Вооруженных Сил и других военных формирований, - военный билет.

Освобожденные из мест лишения свободы обязаны подать справку об освобождении.

Трудовые книжки ранее установленного образца обмену не подлежат. Трудовые книжки хранятся на предприятиях, в учреждениях, организациях как документ строгой отчетности. При увольнении работника трудовая книжка выдается ему под расписку в журнале учета.

Ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачи трудовых книжек несет руководитель предприятия, учреждения, организации (постановление КМУ от 27.04.93 г. № 301 «О трудовых книжках работников»).

Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, учет, хранение и выдача их возлагается на специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.

За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях - другую ответственность. В случае необходимости владелец или уполномоченный им орган выдает работникам по их просьбе заверенные выписки из трудовых книжек.

Ирина Яновская, главный государственный инспектор отдела по вопросам соблюдения законодательства о труде, занятости и других нормативно-правовых актов Управления Гоструда в Кировоградской области.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки