Сергей Верланов, которого Кабмин назначил главой Государственной налоговой службы, рассказал в интервью Радио НВ, каким будет ведомство, а также почему схемы с ФОПами не дают бизнесу развиваться, пишет необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки. Зачем нужна реформа Государственной фискальной службы

Таможенная и налоговая службы регулируются разными нормативно-правовыми актами. Они идеологически работают по-разному. Если таможня сначала принимает решение, а затем происходит определенная бизнес-операция, то у налоговой службы другой modus operandi: сначала бизнес что-то делает, потом он отчитывается. Соответственно и законодательные конструкции, регулирующие эти сферы, разные. По нашему мнению, которое разделили и международные партнеры, это не давало эффективно реформировать эти службы.

Какой будет Государственная налоговая служба

Прежде всего, изменится фокус. Государственная налоговая служба будет сфокусирована исключительно на администрировании налогов и сборов. Она уже не будет заниматься несвойственными ей функциями обеспечения внешнеэкономической деятельности... Фокус будет на создании сервиса для налогоплательщиков, который будет базироваться на равных условиях, прозрачности, справедливости. Моя личная задача - сделать процесс и результат уплаты налогов приятной и почетной миссией каждого в этом государстве...

Государственная налоговая служба будет создана с нуля, однако служащие ГФС, которые выполняют налоговые функции, будут автоматически переведены, поскольку реорганизация шла путем разделения, а не путем ликвидации и регистрации нового юридического лица.

Что будет с таможней

Пока конкурс на главу Государственной таможенной службы приостановлен, функции по администрированию таможенной политики будет выполнять Государственная фискальная служба, то есть технически в ГФС останутся работать таможенники, а налоговики будут переведены в новую Государственную налоговую службу. Однако мы не теряем оптимизма, что через несколько недель будет ясность, этот вопрос решится, и мы сможем стартовать сразу двумя службами.

Что ждет налоговую милицию

В Налоговой службе вопрос сервисной составляющей должен стать приоритетным. Правоохранительная функция должна быть отделена. Есть пять или шесть законопроектов на эту тему, то есть это вопрос политического диалога и компромисса.

Один из вариантов - это на сегодняшний день президентский законопроект о создании Национального бюро финансовых расследований, который предусматривает, что этот новый орган аккумулирует функции по расследованию экономических преступлений из всех органов (из СБУ, налоговой милиции, обычной милиции, из МВД). Второй вариант - это создание компактной Службы финансовых расследований, которая будет заниматься двумя-тремя беловоротничковыми преступлениями: уклонение от уплаты налогов, фиктивное предпринимательство. Этот орган будет подчиняться Министерству финансов. Эта модель отстаивалась и международными экспертами, и правительством, поэтому, считаю, что она тоже актуальна и не отпала. Какая-то из этих моделей должна быть избрана.

Какие существуют таможенные схемы

Есть большой вопрос относительно брендовой одежды, которая ввозится как обычная по какой-то средней таможенной стоимости - несколько долларов или десятков долларов за килограмм, когда на самом деле эти вещи стоят намного дороже. Во-вторых, ввоз техники, особенно мобильных телефонов, осуществляется в основном не партиями: они делятся на части и ввозятся путем почтовых пересылок. Дизельное топливо смешивают с другими видами топлива, на которое акциз меньше. В прошлые годы это была проблема с авиационным топливом. На сегодняшний день мы ввели специальную систему, которая отсекла это, однако его начали смешивать с определенным видом масла для двигателей, которое дешевле дизеля и на него акциз меньше. Соответственно, с ним размешивают дизель.

Почему схемы с ФОПами являются вызовом для экономики

Практически весь малый и средний бизнес так или иначе связан с ФОПами и с юридическими лицами, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. Разбивка этих малых и средних бизнесов на несколько или на несколько десятков или сотен ФЛП не дает консолидировать отчетность компании, показать стоимость этого бизнеса. Соответственно, бизнес перестает развиваться...

В Украине 98,5% налога на прибыль платит 5 тыс. компаний. Всего в Украине зарегистрировано около полумиллиона компаний. Мы видим, что у нас фактически нет вот этого консолидированного среднего бизнеса. То есть он де-факто есть, но де-юре его нет.

Сейчас в Украине достаточно жесткие банковские нормативы. НБУ установил мировые стандарты по оценке рисков кредитных портфелей. Получить капитал для того, чтобы расширить свой бизнес, завезти новое оборудование, заняться инновациями, выйти на международные рынки отечественный бизнес не имеет возможности, поскольку он не консолидирован...

Реформа этой системы своевременна, но не надо забывать, что у нас целые прогрессивные отрасли или высокомобильные части населения созданы и существуют благодаря этой системе.

Что делать с налоговыми долгами неактивных ФЛП

Эта дискуссия разворачивается последние несколько месяцев. Есть разные взгляды на эту проблему. Один из взглядов, который исповедую и я, - это вопрос справедливости в отношении тех физлиц-предпринимателей, которые оплатили в аналогичных обстоятельствах этот взнос. Поэтому этот вопрос находится в плоскости политического компромисса. Если этот вопрос (норму о том, что неактивные ФОПы уплачивают ЕСВ. - ред.) будет отменен, необходимо тогда, по моему мнению, всем физлицам-предпринимателям, которые оплатили такой вклад, вернуть его.

Проблему с этой задолженностью можно решить другим способом. Например, повысить границу налогового долга, то есть увеличить сумму, которая считается налоговым долгом, при наличии которого налагается запрет на совершение определенных действий. На сегодняшний день эта граница достаточно низкая.

Как бороться с используемыми большим бизнесом схем с ФОПами

Новых законов не нужно. Мы будем искать аргументы в существующем законодательстве, в судебной практике, в Кодексе законов о труде о том, что есть ситуации, в которых это является злоупотреблением. Концепция злоупотребления правом известна. Думаю, мы поработаем в этом направлении.

Нужно ли поднимать налоги

Мне кажется, что с существующей на сегодняшний день долей теневой экономики - по данным Министерства экономики она составляет 32% - у государства есть достаточный запас гибкости, чтобы, уменьшая долю теневой экономики, не увеличивать налоги.

Что означает нулевое декларирование и налоговая амнистия

Нулевое декларирование - это определенная дата, с которой все граждане Украины будут считаться имеющими определенное имущество. У нас на сегодняшний день такой даты нет. Например, на вопрос, откуда вы взяли автомобиль, вы можете рассказать какую-то историю, что бабушка в 1994 году подарила деньги, перед тем как умерла или уехала в другое государство. Вопрос нулевого декларирования отсекает этот пласт вопросов, и мы движемся с чистого листа. В мировом опыте такие меры известны. Они поощряются международными организациями, международными экспертами.

Вопрос амнистии - это не вопрос нулевого декларирования, а вопрос того, как мы будем толковать результаты такого декларирования. То есть когда к нам, например, приходит человек и говорит, что у него есть миллион, но нет документов о том, как он его заработал. Здесь есть несколько реперных точек. Первое - вопрос ответственности. Мировой опыт говорит о том, что можно освобождать от ответственности за неуплату налогов при амнистии. Думаю, мы с этого должны начинать. Второе - вопрос ставки, то есть вопрос справедливости. Есть люди, которые заплатили налог, а есть те, которые этого не сделали. Вопрос в том, какая ставка должна быть сейчас: общая (18 + 1,5%) или какая-то сниженная. Это вопрос компромисса, математического моделирования, юриспруденции, в том числе конституционной. Этот вопрос может быть решен исключительно украинским парламентом.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки