Принятым Законом раздел XIV Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) дополнен, в частности, главой 1 «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности» (статьи 291–300), которой определены правовые принципы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также взимания единого налога.

Согласно Закону упрощенная система налогообложения, учета и отчетности — это особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, установленных п. 297.1 ПКУ, на уплату единого налога. Таким образом, согласно принятому Закону субъекты хозяйствования, уплачивающие единый налог, освобождаются от уплаты:

1) налога на прибыль предприятий;
2) налога на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложены налогом согласно указанной главе;
3) налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, которые избрали ставку единого налога, определенную п.п. 1 п. 293.3 НКУ;
4) земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности;
5) сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
6) сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

В соответствии с нормами принятого документа субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся на следующие группы плательщиков единого налога:

1) первая группа — физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем доходов которых в течение календарного года не превышает 150 000 гривень;

2) вторая группа — физические лица — предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:

не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;

объем дохода не превышает 1 000 000 гривень.

Действие этого подпункта не распространяется на физических лиц — предпринимателей, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (гр. 70.31 КВЭД ДК 009:2005). Такие физические лица — предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы;

3) третья группа — физические лица — предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:

— не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;

— объем дохода не превышает 3 000 000 гривень;

4) четвертая группа — юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев:

— среднеучетное количество работников не превышает 50 человек;

— объем дохода не превышает 5 000 000 гривень.

Ставки единого налога устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (далее — МЗП), и в процентах к доходу (процентные ставки).

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц — предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц:
1) для первой группы плательщиков единого налога — в пределах от 1 до 10% размера МЗП;
2) для второй группы плательщиков единого налога — в пределах от 2 до 20% размера МЗП.

Процентная ставка единого налога для третьей и четвертой групп плательщиков единого налога устанавливается в размере:
1) 3% от дохода — в случае уплаты налога на добавленную стоимость;
2) 5% от дохода — в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Среди внесенных изменений также обратим внимание на то, что из положений НКУ исключен п.п. 139.1.12, которым, как известно, установлен запрет на включение в состав расходов плательщика налога на прибыль расходов, понесенных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у предпринимателей, уплачивающих единый налог (кроме оплаты работ, услуг предпринимателей- единоналожников, которые осуществляют деятельность в сфере информатизации).

В случае подписания указанного Закона Президентом Украины он вступит в силу с 1 января 2012 года, кроме положений Закона:

— относительно ограничения применения упрощенной системы налогообложения для осуществления деятельности по организации, проведению азартных игр, которое вступает в силу со дня вступления в силу закона, регулирующего вопросы деятельности в сфере игорного бизнеса;

— относительно наличия печати, которое вступает в силу со дня вступления в силу закона об установлении принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей;
— относительно установления сельскими, поселковыми и городскими советами фиксированных ставок единого налога, которое вступит в силу со дня опубликования Закона.

По материалам "Налоги и бухгалтерский учет".
Сообщение о принятии изменений необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.