Автор: Кирюшин Артем Андреевич, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, (ВС/КХС необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки от 06.03.2018 г.).

Фабула судебного акта: В этом деле предприятие обратилось в административный суд с иском о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, которым увеличена сумма денежного обязательства по налогу на добавленную стоимость и начислены штрафные (финансовые) санкции (штрафы).

Мотивируя исковые требования, предприятие сослалось на то, что налоговый кредит был сформирован по реально совершенным хозяйственным операциям и на основании надлежащим образом оформленных первичных документов.

Однако, по мнению истца, ссылки контролирующего органа на имеющиеся ошибки в оформлении первичных документов, на отсутствие у контрагентов трудовых ресурсов и материальных ресурсов, не являются основанием для безоговорочного вывода об отсутствии реальных правовых последствий проведенных хозяйственных операций.

Решением суда первой инстанции, которое оставлено без изменения апелляционным судом, иск удовлетворен частично - хозяйственные операции с отдельными контрагентами истца, по мнению судов, не подтверждены должным образом оформленными первичными документами, в связи с чем, не могут считаться состоявшимися, а потому истец противоправно сформировал налоговый кредит по хозяйственным операциям с вышеуказанными контрагентами.

Такие решения предприятие не удовлетворили, в связи с чем, последнее обратилось в Кассационный административный суд с кассационной жалобой.

КАС просматривая дело, указал, что по нормам п.п.14.1.181 НКУ, налоговый кредит сумма, на которую плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного (налогового) периода, определенная согласно разделу V настоящего Кодекса.

Пунктом 198.3 НКУ определено, что налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг (в случае осуществления контролируемых операций - не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 НКУ) и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 НКУ, в течение такого отчетного периода в связи с: приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога; приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В то же время нормами п. 198.6 НКУ не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, которые не подтверждены налоговыми накладными или оформлены с нарушением требований, либо не подтвержденные таможенными декларациями.

Согласно п. 44.1 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Анализ реальности хозяйственной деятельности должен осуществляться на основании данных налогового, бухгалтерского учета налогоплательщика и соответствия их действительному экономическому содержанию.

Одним из юридических элементов действительности сделки является её направленность на реальное наступление правовых последствий, обусловленных ею. При этом в первичных документах, являющихся основанием для бухгалтерского учета, фиксируются данные только о фактически совершенных хозяйственных операциях.

Соответственно, если хозяйственная операция фактически не состоялась, то первичные документы, составленные налогоплательщиком и его контрагентом в подтверждение такой операции, не соответствуют действительности и свидетельствуют об отсутствии у сторон волеизъявления относительно реального осуществления хозяйственной операции.

Таким образом последствия для налогового учета создает только фактическое движение активов, что является обязательным условием для формирования налогового кредита, и указанное обстоятельство было определяющим для исследования судами при решении этого дела.

При этом об отсутствии реального характера соответствующих операций могут свидетельствовать невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или услуг, неосуществление лицом, которое значится производителем товара, предпринимательской деятельности, отсутствие у налогоплательщика необходимых условий для достижения результатов соответствующей предпринимательской, экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, осуществления операций с товарно-материальными ценностями, которые не производились или не могли быть произведены в объеме, указанном налогоплательщиком в документах учета.

Однако у отдельных контрагентов истца отсутствовали управленческий и технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения и транспортные средства, необходимые для проведения хозяйственных операций, и такие факты позволили КАС сделать вывод о законности решений нижестоящих судов.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки