Адвокат Морозов Евгений Александрович, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

Пунктом 75.1. ст. 75 НКУ предусмотрено, что контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом, а фактические проверки - настоящим Кодексом и другими законами Украины, контроль над соблюдением которых возложен на контролирующие органы.

В свою очередь п.п. 75.1.1. п. 75.1 ст. 75 НКУ указывает, что камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (данных центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данных Единого реестра налоговых накладных и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

Положениями п. 50.1 ст. 50 НК Украины установлено, что в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 настоящего Кодекса) налогоплательщик самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации ( кроме ограничений, определенных настоящей статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на момент подачи уточняющего расчета.

ВАЖНО: Если после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока представления декларации за такой же отчетный период или подает в следующих налоговых периодах уточняющую декларацию в результате выполнения требований п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, то штрафы, определенные в этом пункте, не применяются.

В свою очередь, согласно п. 50.2. ст. 50 НК Украины налогоплательщик во время проведения документальных плановых и внеплановых проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом.

Таким образом, законодательством предусмотрено право налогоплательщиков на самостоятельное исправление обнаруженной ошибки, содержащиеся в ранее поданной налоговой декларации, путем направления уточняющего расчета, в течение 1095 дней.

Вместе с тем, как указывает Высший административный суд Украины в постановлении от 4 октября 2017 г. по делу № К/800/29534/16 (ЕГРСР необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки), если налогоплательщик не был уведомлен о проведении налоговым управлением камеральной проверки предприятия, то есть на момент подачи уточняющей декларации истцу не было известно о проведении таковой, то соответственно не обладая сведениями о проведении камеральной проверки, истец не мог применить п. 50.2 ст. 50 НК Украины, а потому его действия по подаче уточняющей декларации не могут считаться противоправными, и должны учитываться ответчиком в порядке и способом, предусмотренным законодательством.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки