Андрей Кривещенко, необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки

Верховная Рада Украины усовершенствует законодательство Украины в сфере платежных систем и перевода средств.

Так, 4 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Украины Руслан Демчак, Михаил Довбенко, Павел Ризаненко, Андрей Журжий, Сергей Рыбалка и Иван Фурсин.

Новые платежные услуги и операции в Украине

Быстрое развитие рынка платежных систем в Украине сопровождается внедрением новых платежных услуг и операций, которые уже зарекомендовали себя на мировых рынках.

Также отмечается рост доли расчетов, осуществляемых через сеть Интернет с использованием платежных карточек. Увеличивается заинтересованность пользователей в расчетах электронными деньгами.

На мировом платежном рынке динамично развиваются системы, обеспечивающие проведение платежей и расчетов в сети Интернет (такие, как PayPal, ApplePay, GoogleWallet и др.) с использованием платежных карточек и электронных денег. Преимуществами таких систем является, в частности, простота, удобство, скорость расчетов и возможность осуществления мгновенных трансграничных переводов.

«Украинские граждане заинтересованы в пользовании услугами таких систем интернет-расчетов, в частности, это фрилансеры, которые предлагают свои работы за рубежом через сеть Интернет (фотографы, иллюстраторы, дизайнеры, переводчики, специалисты в сфере IT и пр.)», — отмечают народные депутаты.

В то же время в Законе Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» не определены особенности работы провайдеров таких услуг и правовые условия для использования пользователями, в т.ч. физическими лицами, электронных денег, номинированных в иностранной валюте, выпущенные нерезидентами, для осуществления переводов и расчетов за товары (работы, услуги) в сети Интернет.



Как работает платежная система

В Законе о платежных системах установлены разные требования для начала деятельности участников платежных систем, созданных резидентами и нерезидентами.

Как говорится в пояснительной записке, обязательным условием для осуществления деятельности участником платежной системы, созданной резидентом, является получение НБУ сообщения от платежной организации о заключенном с этим участником договоре, а для участников платежных систем, созданных нерезидентами, — регистрация договора в международной платежной системе.

Регистрация договора об участии в международной платежной системе является более сложной и затяжной процедурой, поскольку требует представление в Национальный банк пакета документов и время для их проработки.

С целью создания условий для развития услуг платежных систем, созданных нерезидентами, условия начала деятельности участников этих систем требуют упрощения и унификации с условиями, установленными для резидентов.

«Рост доли небанковского сегмента рынка платежных услуг и существенные объемы операций, проводимых через эти учреждения, требует пересмотра законодательных подходов в регулировании деятельности этих учреждений на рынке платежных услуг с учетом положений европейского законодательства», — подчеркивают народные депутаты.



Риск получить некачественную услугу

На сегодняшний день на платежном рынке Украины функционируют платежные системы, участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры, сведения о которых не внесены в Реестр платежных систем, систем расчетов, участников платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры.

Наличие на платежном рынке таких субъектов увеличивает риски для пользователей на получение некачественных услуг, а также существенно ограничивает инструменты влияния на их деятельность со стороны государственных органов.



Надзор за системой со стороны Национального банка

Законодательством Украины на Национальный банк возложены полномочия по осуществлению надзора (оверсайта) платежных систем, их участников и операторов услуг платежной инфраструктуры. Однако, при реализации этих полномочий возникли вопросы, требующие урегулирования на законодательном уровне с учетом современных тенденций надзора (оверсайта).

Так, Национальный банк не может осуществлять надзор (оверсайт) и применять меры воздействия к субъектам рынка, в отношении которых нет сведений в Реестре. Следовательно, необходимо четко очертить круг объектов, надзор (оверсайт) за которыми будет осуществлять Национальный банк.

Учитывая рост объемов операций с электронными деньгами, необходимым является отнесение к объектам надзора (оверсайта) эмитентов электронных денег. По европейским стандартам надзор (оверсайт) за учреждениями – эмитентами электронных денег должен соответствовать надзору (оверсайта) за платежными организациями.

Также важным вопросом современности является отнесение к объектам надзора (оверсайта) коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений, которые имеют лицензию Национального банка украины на перевод средств без открытия счетов, а также провайдеров интернет-расчетов.

В связи с расширением круга объектов надзора (оверсайта) потребует изменение названия Реестра и введение нового термина — платежная инфраструктура.

Кроме этого, необходимо предусмотреть возможность применения к юридическим лицам, которые являются объектами надзора (оверсайта), такой меры воздействия, как штраф, что является действенной и стимулирующей мерой для функционирования рынка финансовых услуг в рамках правового поля.



Уголовная ответственность и лишение свободы злоумышленников

Законодательство Украины не дает возможности для эффективной реализации функции специальной и общей превенции; не проведена унификация уголовной ответственности в рамках Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; ухудшается криминогенная ситуации в части выявления и пресечения преступлений в сфере обращения средств платежа.

В странах-членах Европейского Союза законодательно определено наказание за этот вид преступления, которое не может составлять менее чем один год лишения свободы, что предусмотрено требованиям «Рамочного решения Совета Европейского Союза (2001/413/ПВД) по борьбе с неправомерным оборотом и подделкой средств платежа» от 28 мая 2001 года. Состав преступления для указанных преступлений — формальный, что позволяет привлечь злоумышленников к ответственности даже при трансграничных преступлениях. Для того, чтобы преступление считалось оконченным, достаточно совершения злоумышленником любого из указанной в диспозиции статьи действия.

При этом фактические сроки лишения свободы за указанные преступление в Испании составляет восемь лет (статьи 386 и 387 Уголовного Закона Испании), а в Польше — до 25 лет (ст. 310 Уголовного кодекса Польши).

В связи с этим нужны изменения в соответствующей ст. Уголовного кодекса Украины.


Изменения и урегулирование вопросов

Законопроектом предлагается урегулировать следующие основные вопросы:

1) дать новое определение термина «платежная система», приближенное к определению, изложенному в Директиве 2007/64/ЕС;

2) ввести в законодательстве понятие «провайдер интернет-расчетов» и дать ему определение;

3) предоставить право небанковским финансовым учреждениям, которые имеют лицензию на перевод средств без открытия счетов, осуществлять выпуск электронных денег и иметь агентов, а Национальному банку Украины — определять требования к небанковским финансовым учреждениям для получения такой лицензии, в т.ч. до минимального размера собственного капитала и раскрытия информации о структуре собственности;

4) изменить название Реестра платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры в Реестр платежной инфраструктуры и предусмотреть внесение в него сведений о небанковских финансовых учреждениях, которые осуществляют перевод средств, провайдерах интернет-расчетов, коммерческих агентах банков и небанковских финансовых учреждениях, эмитентах электронных денег;

5) ввести уведомительный характер внесения в Реестр платежной инфраструктуры сведений в отношении участников международных платежных систем, созданных нерезидентами;

6) упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений на рынке платежных услуг, в частности, отменить требование о необходимости их участия в платежной системе для предоставления услуг по переводу средств и внедрить альтернативный механизм контроля за прозрачностью их расчетов;

7) предоставить право резидентам Украины с помощью электронных денег оплачивать налоги, сборы, другие обязательные платежи, а также совершать благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования;

8) предоставить право резидентам Украины осуществлять/получать плату за товары, работы, услуги электронными деньгами, выпущенными нерезидентами;

9) предоставить право банкам Украины открывать счета юридическим лицам-нерезидентам;

10) предусмотреть право Центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, открывать текущие счета в гривне физическим лицам, которые получают выплаты за счет средств Государственного бюджета;

11) в части осуществления Национальным банком надзора (оверсайта) платежных систем:

  • ввести термин «платежная инфраструктура» и заменить термин «надзор (оверсайт) платежных систем» новым термином «оверсайт платежной инфраструктуры»;
  • отнести к объектам оверсайта платежной инфраструктуры только тех субъектов, которые внесены в Реестр платежной инфраструктуры или которые предоставили Национальному банку документы для внесения сведений в этот Реестр, и распространить оверсайт на коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию Национального банка на перевод средств без открытия счетов, а также провайдеров интернет-расчетов;
  • предусмотреть право Национального банка налагать штрафы на юридических лиц - объектов оверсайта и установить размер этих штрафов от 100 необлагаемых минимумов доходов граждан до 2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан;
12) установить предельный срок, после которого участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры не будут иметь права предоставлять услуги платежных систем, а поставщики услуг по переводу средств — использовать услуги операторов платежной инфраструктуры, сведения о которых не внесены в Реестр платежной инфраструктуры.

13) заменить вид наказания (штрафа исключительно на ограничение или лишение свободы) за преступление в виде незаконных действий с платежными инструментами и средствами их идентификации, платежными устройствами, электронными деньгами и установить меру наказания, которая в полной мере отражает уровень общественной опасности.

Усовершенствование платежных систем и перевода средств

Предложенные изменения в законодательные акты Украины после их принятия дадут возможность усовершенствовать законодательство Украины в сфере платежных систем и перевода средств.



По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки