необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» поддержан в целом Советом предпринимателей при Кабмине с обязательной доработкой ряда его положений к моменту рассмотрения во втором чтении в Верховной Раде. Такое решение было принято 30 октября в ходе расширенного заседания Совета, передает необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки.

В ходе этого заседания возникла острая дискуссия между членами Совета и парламентариями – как авторами рассматриваемого законопроекта № 3357. При этом и члены совета, и эксперты, и парламентарии выступили с критикой высшего руководства страны. Участники заседания озвучили солидарное мнение: в высших государственных инстанциях «занимаются имитацией реформ».

Для исправления ситуации было предложено в кратчайшие сроки провести Форум украинского бизнеса «для развертывания системного и публичного диалога между властью и бизнесом». Обязательным условием работы Форума было названо участие в нем первых лиц государства.

Как отметила председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, основным импульсом разработки парламентского проекта изменений в Налоговом кодексе (НК) стала необходимость системной реформы государственной фискальной службы Украины (ГФСУ). «Главное – создать систему, при которой ГФСУ сама вынуждена будет стать сервисной службой.

Заложенные в наш законопроект нормы подводят к тому, что проверочная работа остается в только в областях. Необходимо забрать все информационный системы у ГФСУ – чтобы она работала с ними только как пользователь. Сокращение штата налоговиков приведет к тому, что плательщики из категории малого и среднего бизнеса практически никогда не будут проверятся. Кроме исключительных случаев, например, уличение в участии в разных схемах уклонения», – заверила госпожа Южанина.


Говоря о предложенном в законопроекте № 3357 принципе взимания налога на прибыль, она отметила введение распределенного налога на прибыль, а не обложение со всей полученной прибыли. «Мы четко определили: распределенной прибылью являются все платежи с признаками выведения средств в оффшоры, которые может применять большой бизнес. Хочу чтобы малый бизнес услышал: в этом проекте никаких привилегий и лоббирования большого бизнеса нет», – сказала госпожа Южанина.

Изменения относительно взимания НДС направлены на то, чтобы ликвидировать фиктивные схемы возмещения НДС. Для этого целесообразно сохранение электронного регулирования. Также Нина Южанина допустила в перспективе возможность упразднения и самого НДС – как самого коррумпированного налога. По ее словам, речь о ликвидации НДС пойдет в том случае, если и после принятия новшеств в НК в законе будут оставться лазейки для построения схем уклонения.

Также госпожа Южанина отметила недовольство бизнеса предложенными нормами для налога на фонд зарплаты. «Все хотят нагрузку не более 20% – это 10% на налог на доходы плюс 10% единый соцвзнос. Мы предложили 10%+20%, иначе не ликвидировать бюджетный разрыв», – пояснила она. Согласившись с обременительной нагрузкой для малого и среднего бизнеса по формуле 10%+20%, парламентарий рассказала о предлагаемом компенсаторном механизме.

«Мы предлагаем нагрузку 10%+10% зафиксировать законодательно с 1 января 2017 года, если поймем, что в 2016 году произошел выход из тени части зарплат. Мы понимаем, что нагрузка 10%+20% тяжела для нашего среднего бизнеса. Но если при такой нагрузке за 2016 год из тени выйдет хотя бы 20% из 70% нынешнего числа субъектов малого и среднего бизнеса, это будет хорошим знаком. Если это получится, то мы покажем тенденцию по увеличению базы налогообложения и возможности ликвидации бюджетного разрыва за счет выхода части экономики из тени. У меня нет радужных надежд, что все сразу заработают по белому, так как велико недоверие, что с принятием нового НК опять не будет подъема ставок. Потому уместен трехлетний мораторий на подъем ставок налога после принятия в НК нагрузки на уровне 10%+20%», – разъяснила перспективу парламентарий.

Нарекания на то, что предложенная в законопроекте № 3357 система формирования упрощенцев по группам плательщиков убьет весь МСБ, госпожа Южанина назвала «провокацией». «Наш вариант направлен на сохранение упрощенной системы для настоящих упрощенцев.

Все знают, что 3-я группа – это своеобразная украинская гавань для оптимизации. Это очень плохо. В 3-й группе есть, те кто на самом деле работает. Действующий принцип отнесения в 3-ю группу – годовой доход в 20 млн грн – это неоправданный большой объем. Предложенный в нашем проекте принцип отнесения в 3-ю группу годовой – доход в 5 млн грн, как мы выяснили в ходе опросов и исследований, приемлем для 99% всех физлиц – субъектов упрощенной системы. Мы проанализировали отчетность 3-й группы.

Только 403 физлица заявлют прибыль более 5 млн. Анализ отчетности 3-й группы по видам деятельности показал, что около 14 млрд грн выведены в этой группе. Эти 403 физлица просто не способны впрямую предоставлять услуги такой стоимости», – описала ситуацию Нина Южанина. При этом она согласилась, что к порочным схемам оптимизации субъекты 3-й группы прибегают под непосильным налоговым прессом по фонду зарплаты.

Искусственно раздуваемым негативом вокруг законопроекта № 3357 его автор назвала критику предложения исключить из упрощенной системы ряд видов деятельности. «Критикуется изъятие из 1-й и 2-й группы отелей категории «3-5 звезд», торговли элитной одеждой из меха, где одна шуба продается за 100 - 200 тыс. гривен. Их оставить справедливо?

При исключении из этих групп взамен им предложена мягкая система учета: самостоятельное определение размера облагаемых доходов и затрат. Определяйте чистую прибыль и облагайте ее общим налогом на зарплату для всех субъектов по ставке в 10%», – напомнила возможный вариант отчетности Нина Южанина.

Нина Южанина (справа): Критикуется изъятие из 1-й и 2-й группы отелей категории «3-5 звезд», торговли элитной одеждой из меха, где одна шуба продается за 100 - 200 тыс. гривен. Их оставить справедливо?

Говоря о ресторанном бизнесе, который тоже выносится из упрощенки, законодатель указала на распространенную в этой сфере неприемлемую практику. «Ресторанный бизнес – все подразделения одного предприятия разбиты на СПД. И они выдают клиенту по несколько чеков от каждого субъекта СПД, предоставившего услуги посетителю за одно посещение», – отметила Нина Южанина.

В ходе обсуждения ее доклада участники совещания подвергли критике почти все его принципиальные моменты. Прозвучали нарекания на сложность администрирования налогов и требования применять «честную ставку налога на прибыль в размере 17%-18%», а также изменить таможенную систему так, чтобы страну происхождения товара можно было проследить по всей цепочке его движения на территории Украины после пересечения границы.

На этом конструктивное обсуждения завершилось, а возбужденные участники совещания из числа предпринимателей даже позволили себе личные выпады против автора законопроекта № 3357 и представителя Минфина.

Критики намекали на их некомпетентность и интересовались, «когда они последний раз лично ходили на базар». Подобные походы, по мнению критиков, должны открыть глаза авторам законодательных новаций на недопустимость изменений в системе упрощенного налогообложения.

Председателю Совета предпринимателей при Кабмине Леониду Козаченко пришлось решительно призвать участников совещания к благоразумию. «Я в свое время работал председателем колхоза, и выезжая в поля много чего мог наслушаться. В таких разговорах была мало конструктива, но и они выглядели не так печально, как то, что у нас тут произошло», – сказал он.

Леонид Козаченко (слева): Я работал председателем колхоза, и выезжая в поля много чего наслушался. В таких разговорах была мало конструктива, но и они выглядели не так печально, как то, что у нас тут произошло.

Анатолий Кинах( в центре): Беспрецедентный кризис требует беспрецедентного реагирования.

В ходе совещания раздраженные предприниматели покидали зал. К моменту утверждения решения, по оценке Леонида Козаченко, остались работать «30% необходимого кворума». И все же председатель Совета предложил поддержать в целом законопроект № 3357, но с обязательной доработкой ряда его положений к моменту рассмотрения во втором чтении в Верховной Раде. Оставшиеся в зале члены Совета проголосовали «за», а отсутствующим было позволено совершить волеизъявление в режиме онлайн.

Призыв к здравому смыслу и единству прозвучал и от президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха. «Беспрецедентный кризис требует беспрецедентного реагирования. Мы же к сожалению сохраняем имитацию реформы. Осталось два месяца этого года, а Налогового кодекса, определяющего налоговую базу для построения проекта госбюджета-2016, все еще нет. Обращаю внимание – налоговая реформа будет успешна только при общих действиях парламента, кабмина, и бизнеса», – прочеркнул он.

Константин Макульский


По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки