Елена Макеева, заместитель министра финансов Украины:

— Почему при внедрении госрегулирования трансфертного ценообразования (ТЦО) не была разработана форма отчета? Как сейчас с этим обстоят дела?

— Изменения в Налоговый кодекс относительно ТЦО вступили в силу 1 сентября 2013 г. Согласно им, обязанность утверждения Формы отчета и Порядка его составления была возложена на центральный орган государственной власти, отвечающий за реализацию налоговой и таможенной политики.

В 2013 г. таким органом было Министерство доходов и сборов Украины, которое своим приказом №669 от 11.11.13 г. утвердило Форму отчета и Порядок составления отчета о контролируемых операциях и зарегистрировало в Министерстве юстиции Украины 24.12.13 г. под №2190/24722. Срок подачи первого отчета (за четыре месяца 2013 г.) о контролируемых операциях был установлен до 1 октября 2014 г.

Таким образом, форма отчета была утверждена своевременно, и для плательщиков был установлен достаточный срок для его подготовки и подачи контролирующим органам.

— Насколько корректно такое название — “трансфертное ценообразование”? Ведь в классическом понимании “трансфертное (трансферное) ценообразование (англ. Funds Transfer Pricing; FTP) — это реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам”?

— В Налоговый кодекс были имплементированы как общепризнанные в мире термины, так и механизмы контроля за определением цен в операциях между связанными лицами. Налоговый контроль за ТЦО сейчас основывается на принципе “вытянутой руки” (Arm’s length principle) — международном стандарте, согласованном государствами — членами ОЭСР в качестве рекомендуемого к использованию по установлению трансфертных цен для налоговых нужд.

По этому принципу определяется соответствие условий операции (количество товара, сроки исполнения, условия проведения расчетов и т.п.), а не цен на подобные (сопоставимые) товары.

Кроме операций между взаимозависимыми лицами налоговому контролю подлежат также операции, осуществляемые через посредников (комиссионеров). Эта норма была введена для устранения схем минимизации уплаты налогов с использованием комиссионеров.

— На основе имеющихся отчетов о ТЦО (после проверки и возможной корректировки) можно получить своеобразный каталог цен, который был бы полезен крупным налогоплательщикам и в хоздеятельности, и при заполнения отчета о ТЦО. Планируется ли регулярная публикация таких каталогов ТЦО?

— Сейчас нет необходимости составления “каталога цен” ввиду использования того же принципа “вытянутой руки”. Для контролируемых операций с товарами, имеющими биржевые котировки, для определения соответствия условий операции применяется диапазон цен на такие товары на мировых товарных биржах. Указанные цены подлежат корректировке с учетом объемов контролируемой операции, условий оплаты и поставки товаров, качественных характеристик, транспортных затрат.

— Государство почти ничего не “зарабатывает” на ТЦО. Стоило ли вообще заметно усложнять правила налогообложения?

— Отчеты за 2013 г. (за четыре месяца) были поданы до 1 октября 2014 г., за 2014 г. — до 1 мая 2015 г. Окончательную статистику результатов анализа отчетов, предоставленных до 1 октября 2014 г., можно будет получить в конце текущего года.

Поэтому преждевременно сейчас говорить о том, “заработали” ли механизмы контроля трансфертного ценообразования и сколько государство привлекло денежных средств благодаря контролю за ТЦО. Кроме того, надо понимать, что эта процедура контроля достаточно новая для инспекторов Государственного фискальной службы, поэтому сейчас на постоянной основе проходят тренинги для сотрудников как ГФС, так и Минфина, организованные МВФ и другими нашими партнерами.

Александр Шафоростов (необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки)


Слово — практикам

Светлана Ермоленко,
директор по экономике и финансам ПАО “СК “Укрречфлот”:

— Наша компания является комплексным логистическим оператором, мы предоставляем широкий спектр услуг в области речных и морских грузовых перевозок и портовой деятельности. Специфика деятельности, безусловно, повлияла на наши подходы к работе в сфере трансфертного ценообразования.

Самыми тяжелыми этапами в обосновании уровня договорных цен, наверное, назову поиск сопоставимых операций и обоснование того, что они действительно могут быть признаны сопоставимыми.Во время поиска мы провели огромную аналитическую работу, в процессе которой детально проанализировали деятельность компаний, работающих на рынке речных перевозок, и собственные операции с несвязанными контрагентами.

Мы убедились, что для операций по предоставлению услуг именно собственные операции позволяют провести обстоятельный анализ для сравнения условий контролируемой и сопоставимой операций.

Подробную информацию из любых других источников нам было получить сложно, прежде всего из-за отсутствия сведений непосредственно
об условиях, формирующих стоимость.

Считаю, что сейчас не хватает утвержденного порядка осуществления корректировок для приведения к сравнительному виду контролируемой и сопоставимых операций.

Татьяна Тарасюк,
директор по юридическим вопросам ПАО “Киевоблэнерго”:

— По моему мнению, очень важным аспектом для любого предприятия, имеющего контролируемые операции, является внедрение внутренней политики по трансфертному ценообразованию. Такая политика будет эффективной, если будет включать порядок взаимодействия подразделений, имеющих отношение к формированию уровня цены, учету и контролю.

Также обязательно необходимо, с учетом специфики хозяйствования налогоплательщика, детально прописать процедуры, по которым можно будет осуществлять мониторинг, контроль и подтверждение уровня договорных цен.

Важно не только разработать внутреннюю политику, но и внедрить ее в компании, ведь существование правил на бумаге не решит проблему. Это потребует определенных усилий: обучения ответственных лиц, распределения обязанностей, построения и отработки процедур внутреннего контроля.

Трансфертное ценообразование — это новый для нас аспект налогообложения, поэтому я сама стараюсь внимательно отслеживать все законодательные изменения в этой сфере и первую практику. По приглашению Международного правового центра EUCON в марте этого года я имела возможность принять участие в Международном форуме по трансфертному ценообразованию в качестве докладчика.

Организаторы пригласили не только отечественных и международных экспертов, но и представителей контролирующих органов, что позволило узнать об имеющихся подходах и трактовке законодательства, обменяться мнениями, обсудить тенденции в этой сфере в Украине и в мире.

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки