Игорь Билоус, Анатолий Макаренко и Владимир Хоменко рассказали необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки, почему проверка – это хорошо

24 февраля Арсений Яценюк распорядился начать служебное расследование против руководителя Фискальной службы Игоря Билоуса, его заместителей Анатолия Макаренко и Владимира Хоменко. На ближайшие две недели они отстранены от исполнения служебных обязанностей.

Цель проверки выявить и пресечь коррупционные схемы, действующие в фискальном ведомстве. Премьер призвал бизнес помочь в расследовании и сообщать членам проводящей проверку комиссии о фактах злоупотреблений.

Трое фигурантов расследования поделились с Forbes своим видением развития ситуации и предположениями о том, почему она возникла.

Игорь Билоус, глава Государственной фискальной службы

Я отношусь ко всему этому философски. На самом деле это уже пятая или шестая проверка, которая проходит в ведомстве, просто она была озвучена на всю страну. Внутри нашей структуры такую проверку мы делаем давно – с апреля прошлого года уволили более 95% руководящего состава, и продолжаем эти увольнения.

Для меня не составляет проблемы выдержать еще одну проверку. Если есть какие-то несовпадения в подходе к выполнению своих обязанностей, то эти люди должны уйти. Я тоже готов уйти и за кресло не держусь.

Каждый человек на государственной службе должен нести персональную ответственность. Скажу откровенно – у нас есть определенный хаос в госполитике в сфере государственного управления, иерархии назначений и так далее. Вследствие этого хаоса у нас есть определенные проблемы.

На фоне того, что происходило в стране в 2014-м и продолжает происходить в 2015 году, ГФС в принципе достигла неплохих результатов. Я понимаю, что многих это шокирует, но и Налоговая, и Таможня сегодня идут с перевыполнением плана. Да, могут сказать, что это [повлиял] курс, что это инфляция. Но я могу вам сказать, что частично это результат работы, которая была проведена в прошлом году, результат тех реформ, которые начали происходить.

Надо бороться дальше. Страна строилась не за один год.

Я не хочу никого критиковать, спокойно настроен на любую проверку и не боюсь ее – пусть проверяют, ищут какие-то вещи, мы их будем исправлять… Уже был назначен и.о. ГФС, мы порекомендуем назначить временных и.о. глав Таможенного департамента и Налоговой милиции. Когда эти службы начинают работать без руководителей, то уже через час возникает хаос – большие потоки контрабанды и правовой беспредел.

У нас есть большая проблема – отсутствие нормального финансирования службы. Это касается и зарплаты, и капитальных затрат. Можно сколько угодно говорить о коррупции, но пока зарплата остается на уровне 100-300 долларов, коррупцию будет сложно побороть.

Поэтому есть проверка – слава богу, пусть она будет. Уверен, что она будет интересной, так как будет много опросов бизнеса – о качестве работы, какие методы мы применяем, где взятки, где их нет. Это абсолютно нормально, что будут разные оценки. И мы к этому готовы.

Анатолий Макаренко, заместитель председателя ГФС, руководитель таможенного департамента

Около месяца назад я обратился к руководству ГФС с просьбой провести расследование насчет слухов и домыслов вокруг Таможни. В том числе по факту переписки [народного депутата Виталия Хомутынника с губернатором Одесской области Игорем Палицей, которые в sms-переписке обсуждали действующие на Южной таможне коррупционные схемы]. Отмечу, приказ о проведении внутреннего расследования был подписан Игорем Билоусом (главой ГФС), и расследование стартовало. Не скрою, удивила форма, в которой была подана информация о расследовании. Но оно необходимо, поскольку поможет расставить акценты, и в ситуации с Хомутынником в том числе. Покажет проблемы в Таможне, которых много.

Выявление проблем – это первый шаг к их решению. Конечно же, огорчает ситуация, когда вокруг бизнеса, связанного с Таможней, вьются те, кто хочет заработать. Как, например, вокруг орехов, когда создавали условия, которые вынуждали бизнесменов идти на коррупционные схемы.

Скажу следующее: вопиющим в пустыне является глас одного из народных депутатов. Как показывает опыт, громче всех «держи вора» кричит…

По отношению ко мне как заместителю председателя ГФС действия премьера воспринимаю как логичные и оправданные. При назначении на должность я обещал премьер-министру обеспечить стабильную и эффективную работу украинской таможни. Если в чем-то не сдержал слово, Арсений Петрович имеет полное право с меня спросить.

Я не даю оценку действиям премьер-министра, я выполняю его приказы. Касательно кадровых изменений, возможных по итогам проверки, то такие выводы должна сделать комиссия, на компетентность которой я надеюсь.

После упразднения Государственной таможенной службы как самостоятельного органа Таможня является частью Государственной фискальной службы (ГФС). Я являюсь заместителем главы ГФС и руковожу таможенным департаментом. После вчерашнего отстранения от работы главы ГФС и двух заместителей и.о. главы назначен Максим Мокляк. Сегодня правительство примет решение, кто будет занимать мою должность на время расследования. Пользуясь правом предложить кандидатуры, я рекомендовал на позицию заместителя главы ГФС, курирующего Таможню, Сергея Семку.

Сейчас главное – сохранить стабильную работу ГФС. По таможенной составляющей – работа будет устойчива, поскольку работа Таможни налажена.

Владимир Хоменко, первый заместитель председателя ГФС, руководитель налоговой милиции

Первопричина служебного расследования – коррупция. Организатором которой чаще всего становится сама система. Я убежден, что когда «точки соприкосновения» сосредоточены в одной службе, система сама с собой бороться не может. Нужно разводить функции, я еще в марте прошлого года начал об этом говорить.

Сегодня многих вывели на чистую воду, начаты серьезные дела. «Укрспирт», раскрытые еще в прошлом году схемы по экспорту орехов и др. Уже много говорил по этому поводу. Умные люди знают, кто дельцы и кто получал откаты. Есть такая украинская пословица: «Брехливую собаку далеко слышно».

Премьер-министр – глава правительства, он не может абстрагироваться. Тем более от дел, которые напрямую имеют отношение к бюджету. Что касается решения отстранения руководства ГФС, то моя первая мысль была – наконец этот коррупционный клубок начнет разматываться. Я тоже к этому стремлюсь.

Премьер-министр четко сказал: есть две недели доказать эффективность работы. В случае если это не будет сделано, будут приняты радикальные кадровые решения.

До завершения служебного расследования мои обязанности будет выполнять директор Координационно-мониторингового департамента Мокляк Максим Владимирович. Есть соответствующее решение правительства.

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки