Не каждый бухгалтер может похвастаться таким количеством головоломок, с которыми он встречается изо дня в день. И ни в одной отрасли экономики нет такого разнообразия хозяйственных операций, как в IТ индустрии. Помимо знаний бухгалтерского и налогового учетов, бухгалтеру IТ компании нужно очень хорошо разбираться в специфических операциях и понимать, что компания покупает, а что продает. Другими словами, надо хорошо разбираться в IТ бизнесе, чтобы обеспечить соблюдение в своей работе таких бухгалтерских принципов, как: осмотрительность, полное освещение и последовательность, а также соответствие доходов и расходов.

Компания может приобретать лицензию на использование программного обеспечения как для своих нужд, так и для продажи сублицензий, собирать компьютер и продавать готовый продукт уже с программным обеспечением, компьютерную программу вместе с технической поддержкой или соответствующим сервисом, разрабатывать сайты и самостоятельно писать программы и компоненты к ним и т.д. Что это? Нематериальный актив, роялти, себестоимость, административные затраты или готовый продукт?

Недостаточно изучить один договор, надо понимать всю суть цепочки хозяйственных операций: что мы приобрели, как будем использовать и что будет на выходе при продаже. Хорошо, если в компании есть соответствующая политика с описанием всех возможных хозяйственных операций или кодирование документов, которое позволит бухгалтеру четко определить, куда отнести затраты и с каким доходом их сопоставить. Однако в большинстве случаев таких документов нет и бухгалтеру остается действовать в рамках своего понимания хозяйственной операции или замучить вопросами технических специалистов. Непоследовательность соблюдения правил отображения хозяйственных операций в бухгалтерском учете приводит к налоговым рискам и спорам с фискальными органами. А тут еще снова реформы и снова новые правила.

Законодатель сохранил для IТ отрасли норму, согласно которой в период с 1 января 2013 года и до 1 января 2023 года освобождаются от налогообложения НДС операции по поставке программной продукции. При этом к программной продукции относятся: результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и / или учебной компьютерной программы (их компонентов) , а также в виде интернет - сайтов и / или онлайн – сервисов; криптографические средства защиты информации. И здесь речь идет о любой поставке программной продукции: как в Украине, так и за ее пределами. Соответственно, обобщающая консультация касательно налогообложения НДС операций по поставке программной продукции № 536 от 07.10.2013 года является действующей.

Как и прежде, местом поставки услуг по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставление информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем, является место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования. Другими словами, если получателем указанных услуг является нерезидент, то такая хозяйственная операция не является объектом налогообложения НДС.

Начиная с 1 января 2015 года получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, получает право на налоговый кредит по таким операциям на дату составления им налоговой накладной по этим операциям, при условии ее регистрации в едином реестре налоговых накладных, т.е. налоговые обязательства и налоговый кредит начисляются в одном месяце. Электронная система администрирования НДС коснулась всех плательщиков этого налога, без исключения.

Законодатель упразднил с 1 января 2015 года норму, согласно которой субъекты индустрии программной продукции применяли ставку по налогу на прибыль в размере 5%, тем самым предоставив IТ компаниям право выбора: использовать общую систему налогообложения и ставку налога на прибыль 18% или упрощенную систему налогообложения (3-я группа с годовым доходом до 20 млн. грн.) с или без НДС. Вполне возможно, что для многих IТ компаний использование упрощенной системы налогообложения по ставке 4% без НДС (или 2% с НДС) будет привлекательным. Кроме того, многие собственники IТ бизнеса, особенно если мы говорим об украинском бизнесе, итак используют обе системы, поскольку бизнес, как правило, реструктуризирован по видам деятельности и сосредоточен не в одной компании, а в группе компаний.

Очевидно, что существенные налоговые изменения коснуться тех компаний, которые в своей деятельности используют лицензионные договора и получают или выплачивают роялти. Законодатель внес изменения в терминологию в части определения операций, которые не являются роялти. Отныне роялти – это далеко не любой платеж, полученный в качестве вознаграждения за пользование или за предоставление права на пользование объекта права интеллектуальной собственности. Статья 14.1.225 Налогового кодекса Украины претерпела серьезных изменений. Новая философия налогообложения операций роялти связана с дальнейшим направлением использования таких прав на пользование объектом интеллектуальной собственности.

Иными словами важно знать, кто является конечным потребителем. В случае, если права на пользование компьютерной программой приобретаются для конечного пользования внутри компании, а не с целью перепродажи, а также если условия пользования ограничены функциональным назначением такой программы или ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого пользования, такая операция не будет считаться роялти. Соответственно, такая поставка, в которой конечным потребителем является резидент Украины, отныне будет являться объектом налогообложения НДС. Знаю, что многие компании ждут официального разъяснения данной нормы фискальной службой. Однако мне эта философия понятна, а кроме того она созвучна с европейской практикой.

Предложенные реформы в части применения коэффициента 0,4 к стандартной ставке единого социального взноса мало интересны IТ бизнесу, поскольку работа с частными предпринимателями на упрощенной системе налогообложения остается наиболее эффективной и менее затратной формой взаимоотношений, причем для обеих сторон: как для работодателя, так и для сотрудника.

Основные налоговые риски ITкомпаний, на мой взгляд, будут связаны с неправильным трактованием бухгалтерами предмета хозяйственных договоров и последующим некорректным учетом таких операций на бухгалтерских счетах и в финансовой отчетности. Поскольку объектом налогообложения налогом на прибыль является прибыль, которая определяется путем корректировки (увеличение или уменьшение) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с П(С)БУ или МСФО, на так называемые налоговые разницы (в случае, если годовой доход компании превышает 20 млн. грн.), важность корректного и последовательного бухгалтерского учета хозяйственных операций набирает свою актуальность. Хорошо, если существующая модель привлечения IT компаниями услуг частных предпринимателей – плательщиков единого налога, останется без внимания фискальных органов.

Однозначно повезет тем налогоплательщикам, годовой доход которых не превышает 20 млн. грн., именно для таких субъектов бизнеса установлен мораторий на налоговые проверки на 2015 – 2016 гг.

Елена Макеева - управляющий партнер аудиторской фирмы “Аксенова и партнеры”, Geneva Group International

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки