Миндоходов в письме от 08.08.2013 г. № 9696/5/99-99-10-04-02-16/2857 напомнило про нюансы применения штрафных санкций за административные правонарушения.

14 ноября 2013 г. Миндоходов в письме от 08.08.2013 г. № 9696/5/99-99-10-04-02-16/2857 напомнило о нюансах применения штрафных санкций за административные правонарушения.

1. Относительно количества и размера штрафных санкций за совершение нескольких нарушений авторы письма обратили внимание на следующее.

При совершении одним человеком двух или более админправонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно (ст. 36 Кодекса Украины об административных правонарушениях, далее — КУАП).

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. В данном случае к основному взысканию может быть добавлено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

2. В вопросе о малозначительности совершенного нарушения, по которому органы Миндоходов составляют админпротоколы, чиновники имеют следующее мнение.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 22 КУАП).

Признание административного правонарушения малозначительным относится к компетенции того органа, который рассматривает дело об административном правонарушении (в данном случае — суда или органа Миндоходов).

Решая вопрос об освобождении лица от админответственности при малозначительности правонарушения на основании ст. 22 КУАП, такие органы учитывают:

— характер совершенного правонарушения;

— личность нарушителя;

— обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность;

имущественное положение нарушителя;

— наличие у виновного на содержании несовершеннолетних детей;

— искреннее раскаяние в содеянном;

устранил ли нарушитель до рассмотрения дела в суде допущенные нарушения законодательства, в частности, предоставил ли отсутствующие на момент проверки документы разрешительного характера.

3. Относительно длящихся и разовых административных правонарушений и сроков наложения административных взысканий миндоходовцы отметили следующие моменты.

Статьей 38 КУАП установлено, что административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня выявления, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с КУАП подведомственны суду (судье).

При этом длящиеся правонарушения прекращаются, если факт этих правонарушений выявлен компетентным органом при проведении проверок. Примером могут служить выявление таких нарушений, как отсутствие учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета (учета результатов предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства), бухгалтерского учета объектов налогообложения, ведение его с нарушением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, других правонарушений, связанных с начислением налогов, которые возможно установить только в ходе документальной проверки на основании первичных документов.

К административным правонарушениям, которые носят разовый характер, относятся следующие проступки: несвоевременное представление деклараций, расчетов, платежных поручений на внесение платежей в бюджеты и государственные целевые фонды и т. п. Так, днем совершения такого правонарушения является последний день представления декларации о доходах в органы Миндоходов, представления платежных документов в учреждения банков об уплате налогов, сборов и т. п.

Использованы материалы сайта газеты "Налоги и бухгалтерский учет"