Наряду с положительными предложениями к Закону Украины "Об аудиторской деятельности", законопроект содержит положения, которые не соответствуют лучшему мировому опыту. Например, речь идет об ограничении предоставления услуг по аудиту и обзору финансовой отчетности одному и тому же субъекту более семи лет подряд (далее - "ротация").

Материал компании "Эрнст энд Янг" для необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки


По результатам многочисленных независимых исследований в странах, где введена ротация, наблюдается: отсутствие улучшения качества аудита при обязательной ротации аудиторской фирмы, увеличение риска ложного аудиторского заключения в течение первых двух лет аудита после смены аудиторской фирмы.

Директива 2006/43/ЕС от 17 мая 2006 г. "Об обязательном аудите годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности" не требует проводить обязательную ротацию аудиторской фирмы. Требование по ротации партнера (руководителя проверки) каждые семь лет пока установлено только к обязательному аудиту компаний, которые являются общественно значимыми.

Некоторые страны, в частности США и Великобритания, после публичного обсуждения и исследования вопроса отклонили введение обязательной ротации аудиторов. Более того, в последние годы в ряде стран отказались от такой практики, например: в Сингапуре, Канаде, Корее, Грузии, Латвии, Чехии, Словакии и др.

Комментарий Александра Свистича, партнера, руководителя аудиторской практики EY в Украине: "Отдельные положения проекта закона требуют концептуальной доработки. Крайне важно провести публичное обсуждение и достичь консенсуса между регуляторами, аудиторскими фирмами, субъектами хозяйствования и пользователями финансовой отчетности.

На наш взгляд, повышения качества финансовой отчетности и укрепления доверия пользователей к ней и аудиторским заключениям, можно достичь не посредством ротации, а другими, более эффективными, с точки зрения международного опыта, методами:

• Повышение роли аудиторских комитетов в структуре корпоративного управления общественно значимых компаний. Ведь именно аудиторские комитеты наряду с выполнением других обязанностей оценивают качество услуг и независимость аудиторской фирмы.

• Улучшение системы внутреннего контроля, в том числе введение института обязательного внутреннего аудита в общественно значимых компаниях, с подчинением такой службы аудиторскому комитету.

• Повышение ответственности аудиторского комитета и руководства предприятия за полноту и достоверность информации, раскрываемой в финансовой отчетности, а также за выбор аудитора. Наличие ответственности будет мотивировать руководство компаний поручать проведение аудита именно независимым аудиторам, а не так называемым "удобным", "дружественным", "дешевым" аудиторам.

• Осуществление эффективного внешнего контроля качества аудита.

По материалам: необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылки